На обложку | Главный сайт | Официальная информация | Абитуриентам | Наука | Молодежный НИП | Научные школы УдГУ | Научные конференции УдГУ | Международная деятельность | Воткинский филиал | English site | Финно-угорский НОЦ | Центр Трансфера Технологий | Газета Удмуртский университет | Газета Универ.RU
Удмуртский университет
2 (241)
Monday,
11 March 2019

Мир без границ

Время для больших путешествий

Сегодня мы публикуем истории очередных наших смельчаков и счастливцев, точнее — счастливиц, которые отважились поехать на семестр в другую страну. Благо, в УдГУ есть всё для того, чтобы такие мечты осуществлялись.

Брно: за пределами стереотипов


Елизавета Подшивалова, 3 курс ИИиС ,Университет им. Масарика (Чехия):

— В сентябре этого учебного года я приехала учиться в Брно по обменной программе. Первое впечатление о Чехии: очень красиво, уютно и комфортно. Новые пейзажи и природа радовали глаз, и моя дорога из Праги в Брно прошла в эйфории и мечтаниях.

Дальше только интересней: в общежитии я жила с иностранными студентами, поэтому постоянно общалась с людьми, принадлежащими к разным культурам. Моими соседями по блоку стали девушка из Тайваня и две мексиканки. Парадоксально, но, будучи в Чехии, я меньше всего общалась с чехами. Все курсы в университете посещала тоже с иностранными студентами, среди которых находились и подкованные в истории России. Но многие, наоборот, полны стереотипов и вправду уверены, что мы держим домашних медведей и пьём чай из самоваров.

Наверное, уже не ново слышать, что в большинстве европейских вузов вы имеете возможность, а точнее, даже должны выбирать курсы сами. И сами изучать их, добавила бы я. Действительно, европейское образование ратует за самостоятельное изучение предмета, но с такими шикарными библиотеками, как в Университете им. Масарика, эта новость даже приятна. Студенты мотивированы. Вполне нормально, если преподаватель не знает ответа на какой-то вопрос и говорит об этом открыто. Бакалавры и магистры часто сидят вперемешку. Экзамены совсем другие, в основном, письменные. К тому же, вы сами выбираете дату экзамена и регистрируетесь на него. После неуспешной сдачи можно перезаписаться на новую (попыток может быть даже до пяти). Я ходила на один и тот же экзамен три раза, так как мне не хватало всего одного балла.

Но, несмотря на трудности в учёбе и то, что людей различных наций и конфессий объединяла грязная кухня на этаже, возможность долго находиться в другой стране была изумительна ещё и поездками по Чехии и за её пределы. Студентам предоставляются приличные скидки на билеты, поэтому съездить в Прагу по цене трамвайного билета не составляло проблем. А Венская опера, в которую мы стояли 3 часа, чтобы купить самые дешёвые билеты (тоже стоячие), и ещё 2 часа во время спектакля — воспоминание, конечно, незабываемое.

Таким образом, учёба в другой стране —это бесценный багаж опыта, знаний, много новых знакомств, да ещё и по всему миру. Это внутренние изменения, понимание своих возможностей, свобода передвижения и авантюрные путешествия, хороший способ развить чувство толерантности и понять другие культуры, расширить кругозор. А ещё это когда кормишь своим борщом мексиканку и девочку из Шри-Ланки, учишь чешский с группой азиатов, занимаешься ночью, решаешь куда-то поехать. Когда за семестр происходит больше интересного, чем за всю предыдущую жизнь!

Словом, я безумно благодарна своему университету и институту за такую возможность! Всё-таки, учиться и жить и учиться жить за рубежом, попутно открывая для себя новое и обретая новые связи, — то, что случается не с каждым.

Хельсинки — контрасты и гармония

Татьяна Тихонова, 3 курс ИЯЛ, Хельсинкский университет (Финляндия):

— Моя мечта сбылась в осеннем семестре 2018 года: я поехала на стажировку в Университет г. Хельсинки по программе международной академической мобильности. 27 августа я с Женей Саблиной (студенткой ИИиС, которая прошла конкурс вместе со мной) оказалась на привокзальной площади Хельсинки. Приключение началось!

Хельсинки — удивительно контрастный и в то же время гармоничный город. Каменный исторический центр очень компактный и красивый, его можно полностью пройти примерно за час. Большую часть города составляют уютные спальные районы, малоэтажные дома и зелёные зоны. Первое, что бросается в глаза, — очень много пространства и воздуха. Архитектура города отражает главные черты финского менталитета: уважение к личному пространству и любовь к природе. Широкие улицы и площади плавно переходят в прибрежную зону. К морю можно выйти из любой точки города, оно буквально обнимает Хельсинки со всех сторон и обдувает город солёным ветром.

Кампус университета, в котором я училась, расположен в самом центре, рядом с Кафедральным собором — символом города и главным католическим храмом страны. Напротив главного корпуса стоит здание парламента, и студенты учатся почти лицом к лицу с сенаторами и министрами. В этом кампусе находятся факультеты искусств, социальных наук, педагогики и юриспруденции. У университета есть ещё несколько кампусов в других районах города, в лесных зонах и на побережье. Там обитают студенты IT-специальностей и естественных наук.

Меня зачислили на факультет искусств, который объединяет филологию, историю и лингвистику. Учиться очень интересно! Основное отличие системы высшего образования в том, что студенты в Хельсинки более самостоятельны в учебном процессе. Мы сами выбирали курсы и составляли расписание через электронную систему.

Когда ты свободен в выборе и сам определяешь учебные приоритеты, то берёшь ответственность на себя. Мне нравится эта система, она повышает осмысленность, даёт мотивацию и позволяет быть более продуктивным. Ты учишься не потому, что тебе нужно сдать сессию, а потому что тебе интересно. Тогда и экзамен становится не камнем преткновения, а этапом на пути обучения и способом проверки знаний. Однако экзамен — редкое явление в Университете г. Хельсинки. Большинство курсов завершаются самостоятельной исследовательской работой. На основе полученных знаний студент должен провести исследование и попробовать посмотреть на научные вопросы по-новому. Получается более глубокое погружение в предмет. По написанным работам всегда приходит обратная связь, советы и комментарии от преподавателя, некоторые из них даже могут проконсультироваться с коллегами по сфере. Так создаётся эффективная учебная среда.

Но не стоит думать, что наука в Хельсинкском университете — это что-то громоздкое и строгое. Она, как воздух, и это воспринимается абсолютно естественно. В вузе проходит много открытых лекций, мастер-классов и конференций, в которых может принять участие каждый житель города. Одни из самых обсуждаемых тем: экология, цифровые технологии, социальные коммуникации. Я и не ожидала, что учёба и наука настолько меня затянут, и теперь не могу остановиться, продолжаю изучать материалы на интересные мне темы. Позиция университета говорит о том, что наука — это что-то очень близкое каждому из нас.

Внеучебная жизнь бурлит от количества событий, особенно для обменных студентов. Всегда можно найти поездку или экскурсию, день открытых дверей в одном из музеев, интеллектуальную игру или киновечер. А можно и поучаствовать в организации. Так мы провели несколько международных мероприятий в языковом центре. Было удивительно и очень приятно видеть интерес к русской и удмуртской культурам, делиться ими с другими, рассказывать о родных местах и людях. Кроме того, мне довелось стать ассистентом преподавателя русского языка. Я рассказывала про города России, культурные явления, про Удмуртию и родной университет. Очень нравилось помогать студентам учить русский и справляться с трудностями вместе с ними.

Ещё один фактор, который сделал мою стажировку незабываемой — это люди. Стереотипы говорят, что финны — серьёзные и необщительные, но это не так! Они спокойные, иногда сдержанные, а в целом очень доброжелательные. Много улыбаются и оживлённо разговаривают с друзьями. Интересно, что меня часто принимали за финскую девушку и заговаривали со мной на финском. К середине семестра мой языковой уровень уже позволил отвечать на вопросы прохожих или поддерживать smalltalk в магазине.

В финском обществе царит атмосфера единства и всеобщего спокойствия. Среди людей практически отсутствует социальная иерархия. Это чувствуется и в университете. Институты проводят общие мероприятия-встречи для студентов, преподавателей и администрации, студенты обращаются к преподавателям по имени и на «ты». Однажды, когда я регистрировалась на курс другого факультета, мне нужно было получить разрешение профессора курса. Я написала письмо на электронную почту и через 5 минут получила подтверждение. Профессор оказался известным политиком и депутатом, любимцем финского народа. Он приходил проводить лекции из здания парламента в главный корпус университета, просто пересекая Сенатскую площадь. Низкая социальная иерархия в действии!

За время стажировки у меня появилось много друзей со всего мира. Мы стали настоящей семьёй. Удивительно, как люди из разных культур, говорящие на разных языках, могут объединиться и делиться друг с другом мыслями, чувствами. Это огромная помощь и важная сила, когда ты оказываешься в новой и непонятной (пока что) стране. Вместе мы принимали неожиданные решения, исследовали город и много путешествовали по Финляндии и в другие страны. Стажировка по программе академического обмена подарила мне новые знания, прекрасных друзей, огромный запас вдохновения и идей.

От всего сердца благодарю УМСиСО и УдГУ за ценный опыт и поддержку! Ну а тем студентам, кто, как и я, загорелся мечтой обучения по обмену, желаю удачи в следующем конкурсе программ международной академической мобильности. Это одна из лучших возможностей, которую только можно получить в студенческие годы.

Опубликовано 11 марта 2019 года.

Подготовила Анна Глухова

Реклама
Радио Моя Удмуртия
Интернет-версия газеты содержит наиболее важные с точки зрения редакции материалы номера печатного варианта издания

Положение об использованиии материалов сайта | Положение о конфиденциальности | Made in MITTEC. О сайте