На обложку | Главный сайт | Официальная информация | Абитуриентам | Наука | Молодежный НИП | Научные школы УдГУ | Научные конференции УдГУ | Международная деятельность | Воткинский филиал | English site | Финно-угорский НОЦ | Центр Трансфера Технологий | Газета Удмуртский университет | Газета Универ.RU
Удмуртский университет
9 (237)
Wednesday,
31 October 2018

Мастер-класс

Пока вращается гончарный круг...

Опыт приобщения к живой традиции

Мир гончарных промыслов Русского Севера на целый месяц полностью преобразил Художественный музейно-образовательный центр (музей ИИиД).

Ижевск — пятый по счёту город, в котором побывала передвижная выставка-мастерская Соловецкого музея-заповедника «Взят от земли яко Адам». Её приезд, задуманный много лет назад, осуществился благодаря активности Людмилы Анатольевны Захаровой, старшего преподавателя кафедры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов ИИиД, Елены Ивановны Ковычевой, заведующей этой кафедрой, её студентов и выпускников.

У нас появилась возможность приобщиться к живой традиции, поработать на старинных и современных гончарных кругах, опробовать разные инструменты для обработки глины под руководством мастеров гончарного дела А.Н. Зварича и Д.А. Глаголева, сотрудницы Школы ремёсел Соловецкого музея-заповедника Е.В. Загребиной, а также лаборанта кафедры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов ИИиД Анны Морозовой.

Как отметил проректор по научной работе и программам стратегического развития УдГУ А.М. Макаров, сотрудничество Соловецкого музея-заповедника и Художественного музейно-выставочного центра ИИиД имеет большое значение для университета. Во-первых, это прекрасный опыт взаимодействия двух музеев, во-вторых, школа сохранения и использования традиций, в-третьих, настоящий праздник, которого давно ждали.

***
Глиняная утварь почти ушла из современного быта, мы больше не варим каши в горшках и не храним молоко в кринках. Значит ли это, что мы не нуждаемся в них? Наш главный гость — Александр Николаевич Зварич, народный мастер, член Союза художников России — выразил своё отношение к народной керамике так: «Это наша с вами культура, наш язык. Мы всё время возвращаемся к этим формам. Они, как камертон».

Цветовая гамма северной посуды сродни палитре природы Русского Севера: цвету земли, камня и дерева. Народная керамика органично сочетает в себе функциональность и красоту, глубокое понимание природы материала, строгость и чистоту форм, лаконичный декор и минимальное количество деталей. Вспоминаются слова одного из вдохновителей привезённой выставки, замечательного художника-гончара С.А. Лопатенко: «На старые вещи крестьянского мира хочется смотреть и смотреть. На них отдыхают глаза и душа».

Экспозиция создавалась автором художественной части Ольгой Лаврешовой и руководителем Школы ремёсел Соловецкого музея-заповедника Е.В. Волковой, собиравшей информацию о малоизвестных керамических промыслах Русского Севера. Соавторами стали люди, посвятившие керамике и возрождению гончарных традиций всю свою жизнь: Сергей Лопатенко, Михаил Шумилов, Татьяна Горбатова, Александр Зварич, Нина Филёва, Ольга Тумашевская.

Круговое движение по выставке отсылает нас к вращению гончарного круга. Расположение изделий имитирует линию горизонта, сопоставляя тем самым жизнь глиняного горшка с жизнью человека. В народных притчах и загадках человек подобен скудельному сосуду. Отсюда и название «Взят от земли яко Адам»…

***

«Как на одном большом ковчеге»

Часть представленных на выставке работ создана студентами кафедры ДПИиНП в рамках выездной практики в музее-заповеднике на Соловецких островах.

Алина Ярушкина вспоминает:

— Путешествие на Соловки помогло мне услышать себя, своё сердце, осознать то, чего я хочу. Эта поездка объединила разных, но близких по духу людей. Совместный труд, лепка до четырёх утра, изготовление печки и обжиг на берегу моря были одним сплошным удовольствием. Расставаться и возвращаться на материк, в пыльный и шумный город совсем не хотелось. Все мы были там, как на одном большом ковчеге, который соединил нас и поселился навсегда в сердце.

Сейчас занятие керамикой для меня — большое счастье, с ней связана моя основная деятельность. Так случилось благодаря моим добрым и талантливым наставникам и мастерам. Спасибо университету за то, что дал возможность осуществить эту поездку. А главное, спасибо Богу, что посылает такие встречи и таких чудесных людей!

Анастасия Любич, керамист, искусствовед, исследователь русского гончарного искусства, рассказывает:

— Если скажу, что соловецкие практики изменили мою жизнь — это не будет преувеличением. Для меня каждый день, проведённый на острове, был как жемчужина — неповторим и ценен. То, чему там научили меня люди и сам остров, помогает не только в занятиях керамикой.

Я научилась видеть истинную красоту вещей, смотреть глубже их внешней оболочки. Само понятие красоты расширилось, вышло за рамки одних лишь визуальных признаков. Сейчас я стала частью команды всероссийского онлайн-проекта «Angry potter school» — керамической школы, дающей глубокое понимание керамики не только как совокупности технологий, но и как искусства. Также работаю куратором выставок, пишу статьи о керамике и русском гончарном искусстве.

Екатерина Загребина после летней практики на Белом море настолько увлеклась народным искусством этого края, что теперь живёт и работает в Соловецком музее-заповеднике. И, кстати, не она одна. Здесь, на выставке, Катя терпеливо учила взрослых и детей секретам изготовления северной глиняной игрушки.
Присутствие мастеров и авторов наполнило особым смыслом выставочные экспонаты.

***
Предметный ряд экспозиции отражает её главную идею: важно, чтобы традиции народного гончарства не просто изучались, а действительно жили, укоренялись в отечественной культуре. Поэтому здесь можно было увидеть не только изделия старых мастеров, но и работы гончаров нашего времени, опирающихся на традицию.

Современная керамика, представленная на выставке, — это не только воспроизведение привычных форм крестьянской посуды. Это попытка размышления на темы: как традиционная керамика может жить в современном мире, что самое существенное в народной посуде и как сохранить это достояние, как устоять под давлением современных технологий или найти с ними разумный компромисс.

Экскурсии с мастер-классами оказались чрезвычайно популярными и интересными как для взрослых, так и для детей — каждый смог открыть для себя что-то новое. Посетители не просто осматривали экспонаты, с трепетом поглаживая круглые бока крынок и горшочков, но и сами могли попробовать изготовить глиняную игрушку или что-то из керамической посуды, почувствовать себя творцами.

Для многих выставка стала и откровением, и вдохновением. Об этом свидетельствуют отзывы студентов, преподавателей, школьников и просто посетителей. «Замечательная выставка, каждая работа наполнена любовью мастеров, и это невозможно не заметить, — пишут они. — Хочется попробовать своими руками создать что-то столь же прекрасное».

Руководитель группы студентов Дебёсского политехникума А.В. Ившин восторженно отметил: «Совершенно потрясающее событие! Никогда раньше не приходилось встречать такое грамотное единство экспозиции, организации мастер-классов и живого непосредственного общения. Чувствуется огромная подготовительная работа, всё продумано в мельчайших деталях.

Как в сказке — не поймёшь, то ли в прошлое заглянул, то ли в будущем оказался. У детей сложно зажечь глаза, заставить их терпеливо внимать, работать, а здесь это делается без усилий. Про гончарные произведения и игрушки трудно что-либо сказать — слова бессильны.

Огромное спасибо энтузиастам — устроителям выставки, поклон мастерам!»

Опубликовано 31 октября 2018 года

Л.И. Липина, директор ХМОЦ ИИиД, Анна Юркова, лаборант кафедры ДПИиНП. Фото: Ольга Лаврешова, Владимир Ковычев, Татьяна Холкина, ЦРиТ "Высокий берег"

Реклама
Радио Моя Удмуртия
Интернет-версия газеты содержит наиболее важные с точки зрения редакции материалы номера печатного варианта издания

Положение об использованиии материалов сайта | Положение о конфиденциальности | Made in MITTEC. О сайте