На обложку | Главный сайт | Официальная информация | Абитуриентам | Наука | Молодежный НИП | Научные школы УдГУ | Научные конференции УдГУ | Международная деятельность | Воткинский филиал | English site | Финно-угорский НОЦ | Центр Трансфера Технологий | Газета Удмуртский университет | Газета Универ.RU
Удмуртский университет
8 (236)
Wednesday,
26 September 2018

Душа обязана трудиться

Библейские сюжеты: отклик души художника

В музее Института искусств и дизайна с 4 по 21 сентября впервые в Ижевске была представлена уникальная экспозиция выпускников училища им. Штиглица (Мухинского), посвящённая библейским сюжетам.

В лаконичных монохромных графических работах преподавателя Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица Сергея Филиппова раскрывается красота человеческого тела и суровость нравов героев Ветхого Завета. А в живописных работах талантливой художницы, иконописца Наталии Спасской Новый Завет обретает цвет, особую мягкость и глубокую евангельскую красоту.

Предоставим слово самим художникам:

— Христианское искусство существует уже два тысячелетия. Начиная с появления в римских катакомбах, оно постоянно развивается и видоизменяется, и современность не является исключением в этом плане. Мастера, у которых мы многому научились и которым старались подражать, обратили наше внимание на эту тематику задолго до того, как мы заинтересовались христианством. Для нас творческая работа над библейскими сюжетами — путь его познания. Мы стараемся внимательно вчитываться в каждый отдельный эпизод Священного Писания, по-своему проживать и обдумывать его. Наше искусство — отклик души художника на каждую пережитую и воспринятую строку.

Во все времена библейская тема предоставляла художникам безграничную палитру возможностей для проявления своего творческого потенциала. В связи с этим наш проект — не просто собрание библейских иллюстраций, но и широкий полигон художественного эксперимента. Главная задача здесь — создать диалог зрителя и художника для дальнейшего развития темы.

Наши работы — ещё не законченные произведения, а замершие мгновения рабочего процесса. Это одни из множества ступеней творческого акта длиною в жизнь. Мы предприняли попытку привнести новое ощущение в мировую копилку христианского искусства, потому что всякий творец призван не копировать, а по-своему переживать и обогащать художественное наследие.
***

Графические листы на темы Ветхого Завета С.П. Филиппова выполнены в технике рисунка. Являясь, по своей сути, готовыми эскизами к дальнейшей работе (росписи, рельефы), они направлены на монументальное звучание. Этим обусловлены их размер и стиль, отдельные композиции включены в условную архитектурную среду. Несмотря на то, что рисунки близки по формату и масштабу, а также обладают общим художественным замыслом, они, однако, не являются единой серией сюжетов. Первостепенной задачей здесь стали композиционные поиски и пробы различных графических техник рисования.

Интерес к искусству Возрождения и в некоторой степени к искусству барокко наложил серьёзный отпечаток на создание этих работ. Ориентированные на произведения Микеланджело, Хендрика Гольциуса, Лукаса Кранаха Старшего, на серии гравюр-иллюстраций Юлиуса Каросфельда и Гюстава Доре, посвящённых непосредственно Библии, данные композиции продолжают и развивают художественные традиции прославленных мастеров. Их наследие было собрано, тщательно изучено и «переплавлено» в монолитные мощные фигуры в духе Микеланджело, проработку графики энергичным каросфельдским штрихом, а композиции совместили в себе динамику гравюр Х. Гольциуса и драматизм сюжетов Г. Доре. Такая преемственность очень важна в рамках современного искусства, поскольку оно склонно в наши дни к утрате ясных ориентиров и чётких критериев качества.

Работы Н.Б. Спасской, посвящённые Новому Завету, своими корнями уходят в традиции древнерусского и византийского искусства, а также искусства средневековой Европы, Сербии, Грузии. Источником вдохновения для них послужили не только иконы и фрески, но и книжная миниатюра, мозаики, перегородчатые эмали и витражи.
Для иконописца такая преемственность — замечательная возможность изучить язык, на котором говорят древние произведения, вжиться в него, чтобы потом свободно «говорить» на нём в своих работах, мыслить им, творить внутри него и из него, не занимаясь поверхностной стилизацией и имитацией. Искусство иконы — не застывший во времени, а живой язык церкви, в котором вместо механического копирования древних образцов идёт поиск актуального звучания традиционных сюжетов. Здесь нет новаторства ради новаторства, и вся новизна сродни индивидуальному авторскому почерку. Представленные на выставке работы — разговор о вере своими словами, а разнообразие техник исполнения и материалов обусловлено поиском наибольшей художественной выразительности для передачи евангельской вести. Это попытка собрать и применить лучшее, что есть в мировом художественном опыте, в том числе и современном.

Может показаться, что копилка христианского искусства за последние два тысячелетия уже переполнена, и здесь сложно сказать своё слово. Но в этом и состоит основная задача художника — привнести в традиционное искусство собственное ощущение мира, а значит, и современное звучание.

Нужно впитать и бережно сохранить прежние высокие достижения, и в то же время быть созвучными духу времени. Традиционное искусство не должно быть пережитком истории, оно призвано жить и развиваться вместе с человеком.

Материалы предоставлены сотрудниками музея Института искусств и дизайна УдГУ. Фото: Владимир Ковычев

Реклама
Радио Моя Удмуртия
Интернет-версия газеты содержит наиболее важные с точки зрения редакции материалы номера печатного варианта издания

Положение об использованиии материалов сайта | Положение о конфиденциальности | Made in MITTEC. О сайте