На обложку | Главный сайт | Официальная информация | Абитуриентам | Наука | Молодежный НИП | Научные школы УдГУ | Научные конференции УдГУ | Международная деятельность | Воткинский филиал | English site | Финно-угорский НОЦ | Центр Трансфера Технологий | Газета Удмуртский университет | Газета Универ.RU
Удмуртский университет
8 (236)
Wednesday,
26 September 2018

Институт крупным планом

Наш институт — настоящая семья!

«Главное для нас — человек»



Парадоксально, но факт: довольно молодой и представительный по численности институт УдГУ вырос на базе небольшой кафедры педагогики — одной из старейших в нашем вузе.

Здесь наглядно можно увидеть, как традиции сосуществуют с инновациями и как новое порой рождается из хорошо забытого старого.
Мы беседуем с директором Института педагогики, психологии и социальных технологий А.А. Барановым.

— Александр Аркадьевич, расскажите, пожалуйста, каких специалистов готовит сегодня ИППСТ? Чей социальный заказ для вас в приоритете?

— Я начну с перечисления образовательных систем, в которых востребованы наши выпускники: семейное воспитание, дошкольное воспитание, школа, система вузовского, послевузовского и дополнительного образования. Есть у нас и магистерская программа подготовки кадров для высшего образования, по которой обучаем преподавателей для таких вузов, как ИжГСХА (сельскохозяйственная академия), ИжГТУ и ИГМА (медакадемия).

Кстати, по количеству образовательных программ мы делим первое место с самым большим институтом УдГУ — ИМИТиФ. Наш институт обеспечивает трёхуровневое непрерывное образование: бакалавриат (8 направлений подготовки), специалитет, магистратура (по 8 образовательным программам). Кроме того, есть аспирантура (по 6 направлениям).

Наш приоритетный заказчик — Министерство образования и науки УР, с которым активно сотрудничаем: преподаватели института часто входят в состав различных комиссий и экспертных советов.

— Судя по всему, проблем с трудоустройством у выпускников ИППСТ нет?

— За последние годы свыше 80 % наших выпускников трудоустроилось в различные коммерческие и государственные организации республики и за её пределами, из них почти 70 % — по своему профилю. Актуальность психолого-педагогических знаний никогда не пропадёт, они нужны учителям, организаторам производства, руководителям.

У нас чётко выстроено взаимодействие с работодателями, которые не только точно знают, какой выпускник им сегодня нужен, но и участвуют в работе аттестационных комиссий, читают практико-ориентированные курсы, принимают студентов на практику.

— Для педагогов, психологов, социальных работников главный инструмент и объект обучения — человек, общение. А что-то необычное используете в учебном процессе?

— В обучение наших студентов давно уже введены интерактивные формы, порой с применением специальных технических средств. К примеру, в учебной лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии есть детектор лжи, который позволяет при помощи полиграфического анализа отслеживать вегетативную реакцию нервно-психических состояний, свидетельствующих о том, что человек лжёт или неискренен.

Есть учебная аудитория с зеркалом Гезелла, которое даёт возможность наблюдать за процессом консультирования. Студенты могут видеть и слышать, как происходит реальное общение, а не просто изучать это по учебникам. Но главное для нас — это не приборы и технические новинки, а люди, с которыми мы работаем.

— Вы возглавляете институт, в котором, можно сказать, собрались «инженеры человеческих душ»...

— И это можно сказать без преувеличения! У нас в штате 5 докторов наук и 32 кандидата наук. Наши преподаватели входят в большинство учебно-методических объединений и советов республики по разным системам образования, связанным с дефектологической, психологической, социальной, конфликтологической направленностями, а также уникальной клинической психологией. Одними из первых мы начали подготовку специалистов по направлению «Клиническая психология», и теперь с нами сотрудничают ведущие республиканские психиатры, психотерапевты.

Для нас взаимодействие по типу «человек — человек» — самое главное. Но сейчас, в преддверии аккредитационного года, много бумажной работы. И вместо «глаза в глаза» всё больше получается «человек — знак». Надеемся, это временное явление.

— Александр Аркадьевич, что для Вас ИППСТ?

— Основная миссия института отображена в эмблеме, которая создавалась при моём непосредственном участии. Каждый элемент здесь продуман: наш символ — буква Ψ (греческая буква «пси», которая означает «психология») — изображена в виде человечка на раскрытых ладонях. Маленький человек — образ подрастающего поколения, которое мы оберегаем, взращиваем. Готовим к жизни, учим.

Институт для меня и дом родной, и личный проект. Я будто не на работу хожу, а просто в университет. 35 лет я в УдГУ, 26 из них связаны с нашим факультетом, ставшим институтом 12 лет назад. Что значат для меня эти цифры, эти годы? Это жизнь, это люди, которым можешь доверять, — всё это для меня ИППСТ.

К обучению через исследование!

Под педагогическим образованием сегодня понимают не только подготовку педагогических кадров для образовательных учреждений, но и совокупность педагогических знаний и компетенций, позволяющих получившим такое образование вести учебно-воспитательную работу в учебных заведениях.

Реагируя на вызовы времени, наш университет создаёт необходимые ресурсные условия для обучения профессионалов высокого уровня, умело сочетая при этом традиции и инновации. Институт педагогики, психологии и социальных технологий успешно пополняет ряды специалистов педагогического и психолого-педагогического образования в городе и республике.

Для этого есть все условия. Создана база сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города (А.С. Сунцова, М.Г. Савельева, Т.С. Ходырева, А.Е. Причинин, Н.Ю. Ерофеева и др.), налажено сотрудничество с МБОУ «СОШ № 53», МБОУ «СОШ № 77», МБОУ «Лицей № 41», с Республиканским лицеем-интернатом и с Ижевским торгово-экономическим техникумом. Организована исследовательская работа со студентами с выходом на престижные конкурсы (VII Всероссийский конкурс студентов педагогических направлений подготовки «Учитель нового поколения», вузовский чемпионат WorldSkills Russia, международный конкурс «Педагогика: XXI век» и др.).

Проводятся олимпиады для школьников (кафедры социальной работы, общей психологии и др.) и для студентов, с участием в них на российском уровне (кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики). Возрастает проектная и грантовая активность преподавателей (В.Ю. Хотинец, З.Я. Баранова, Е.В. Неборский. и др.), их участие в международных конкурсах (О.А. Кожевникова). Всё чаще наши студенты включаются в обменные программы (кафедра социальной психологии и конфликтологии), всё больше организуется семинаров и конференций международного уровня (С.Ф. Сироткин, Н.И. Леонов).

Сотрудничество института с различного рода структурами — от городского управления образованием до министерства образования и науки УР и советов по экспертизе вузов РФ — позволяет принимать участие в образовательной политике и влиять на качество образования. Партнёрские отношения связывают нас с МГУ, МПГУ, СПбГУ, РГПУ им. Герцена, ПГНИУ (г. Пермь), с вузами США, Великобритании, Испании, Чехии, стран Балтийского региона и др.

Успешная работа программ магистратуры позволяет соответствовать требованиям современной образовательной системы. Выпускные работы студентов носят теоретико-экспериментальный характер, их отличает высокий научный уровень и качество, что свидетельствует о большой индивидуальной работе со студентами. Значительная часть работ выполняется по запросу образовательных учреждений и активно внедряется в педагогическую практику.

Предполагаю, что такие результаты — закономерное следствие того, что преподавание в ИППСТ организовано не только как трансляция знаний, но и как осмысленное обучение через создание определённых педагогических условий, в которых студент сам захотел бы учиться.

Современный педагог должен обладать следующими профессионально-значимыми качествами: уважением к обучающимся, трудолюбием, организованностью, справедливостью, требовательностью, ответственностью, желанием добра своим ученикам. Не надо забывать, что педагог обладает огромной силой влияния, потому что только личность способна воспитать личность. Результат нашей педагогической деятельности — это воспитанность и образованность наших студентов.

В связи с предстоящим Днём учителя от имени Института педагогики, психологии и социальных технологий поздравляю всё академическое и педагогическое сообщество УдГУ с этим значимым праздником! Хочется верить, что с появлением нового Министерства науки и высшего образования РФ мы сможем успешно реализовать новый подход в работе со студентами — обучение через исследование.

Желаю всем коллегам успехов, здоровья и научной продуктивности!

Точка опоры, пространство для роста

Ловите момент!

ИППСТ для меня — это, прежде всего, человеческий капитал, точка роста. А если говорить про университет в целом, то он для меня всё. Это жизнь, вернее, её суть. Пока мы мыслим, мы существуем.

Я работаю в ИППСТ семь лет. Ещё со студенческих лет видел себя в преподавании, чем сейчас и занимаюсь. Для меня важен процесс саморазвития, и ИППСТ помогает в этом. Я не могу назвать это работой — это что-то большее, творческое. И я органически связан с университетом, ощущаю себя его частью.

Будущим абитуриентам да и студентам тоже хочется сказать: в нашем институте можно найти ответы на вечные вопросы, которых нет в Википедии. Так что, carpe diem! Ловите момент!

Е.В. НЕБОРСКИЙ,
канд. пед. наук, доцент,
зам. директора по учебной работе

Путёвка в жизнь

ИППСТ для меня прежде всего важная часть альма-матер. Университет дал мне путёвку в жизнь, поле для самореализации. Впервые я познакомился с преподавателями УдГУ, когда учился в 9 классе и попал в летний лагерь для одарённых детей, где впервые смог напрямую пообщаться с профессорами.

Так, наверное, и сложился интерес к исследовательской деятельности. После окончания школы меня как победителя республиканского конкурса по техническому творчеству пригласили на учёбу именно в УдГУ. До сих пор помню, как получал студенческий билет из рук первого ректора университета Б.Н. Шульги, бывшего на тот момент заведующим кафедрой, которую я сегодня возглавляю.

А.Е. ПРИЧИНИН,
канд. пед. наук, доцент,
зав. кафедрой теории и методики
технологического и профессионального образования (ТМТПО)

Направить, поддержать, почувствовать…

Для меня ИППСТ — это второй дом, большая семья. И, конечно, главную роль в ней играют студенты. Большинство из них — открытые, добрые и отзывчивые ребята. Искренность, бескорыстие, инициативность мы стараемся прививать им с первого курса. И, надо признать, это получается.

За многие годы у нас сложились крепкие традиции, которые многим здесь по душе. Нам важно, чтобы студент мог найти возможность для самореализации. Студсовет ИППСТ собирает вокруг себя инициативных и дружных ребят, где каждому находится своё место и дело. Бок о бок работают старосты, кураторы, артисты, спортсмены, фотографы, представители разных творческих течений.

Уже больше десятка лет в институте плодотворно функционирует творческое объединение «Луна», где собираются и созидают самые талантливые студенты: актёры, танцоры, вокалисты, костюмеры, художники-декораторы. В мои студенческие годы этого не было, поэтому я по-доброму завидую ребятам и очень рад, что могу приложить к этому делу свою руку. Здесь есть все условия для проявления и развития различных дарований. Остаётся только подтолкнуть, направить и поддержать студента.

У истоков образования большой творческой семьи ИППСТ стояли: руководитель объединения «Луна» Павел Аммосов и председатель студсовета Егор Ижболдин.
ИППСТ отличается от других институтов УдГУ тем, что благодаря профессиональной специфике для нас на первом месте — внутреннее состояние человека. Это относится и к студентам, и к преподавателям, и к каждому сотруднику. Ведущая роль в таком подходе принадлежит директору института, который всегда очень близок к студентам. Считаю, что в этом им невероятно повезло. В такт подходу руководителя строится работа всей дирекции, коллектива заведующих кафедрами и сотрудников ИППСТ.

Благодаря согласованности в организации совместной деятельности дирекции, преподавателей, вспомогательного персонала и студенчества складывается успех института в каждом направлении.

Д.Б. КОНЕВ,
ст. преподаватель кафедры ТМТПО,
зам. директора по внеучебной и воспитательной работе

Верность традициям

Для меня ИППСТ — это институт, где умело сочетаются традиции и инновации. Кафедра педагогики и педагогической психологии — одна из старейших в УдГУ, а кафедра клинической психологии и психоанализа — одна из самых новых, и обе они функционируют в рамках одного института, опираясь на лучшие исследования о человеке, его развитии, воспитании, помощи ему.

Очень радует, что в нашем институте сложился квалифицированный коллектив, который соответствует критериям современного запроса к образованию, плодотворно сотрудничает со студентами и успешно реализует научные интересы. Всё это позволяет готовить хорошие кадры для Удмуртской Республики.

Н.В. БЕЛОКРЫЛОВА,
канд. пед. наук,
доцент кафедры педагогики и педагогической психологии

Люди, встречи, общение…

ИППСТ для меня — это люди, встречи, общение, личностное и профессиональное развитие. Здесь мне посчастливилось познакомиться с Э.А. Мальцевой. Именно она утвердила мою кандидатуру для приёма на работу. А потом поразила тем, с какой лёгкостью находила общие темы для обсуждения со студентами. В эти моменты разницы в возрасте между ними будто не существовало.

Встреча с А.В. Гоголевой научила не останавливаться на достигнутом, а искать новые сферы для участия в них. С.Л. Копотев, внимательно отнёсшийся к моей первой научной статье, посоветовал обратить внимание на гуманистическую психологию, чем и оградил от тупиковых поисков и метаний.
Н.М. Костина как неутомимый борец за чистоту и искренность педагогического взаимодействия задала высокий уровень требований к себе как преподавателю и человеку.

А мой научный руководитель — профессор, доктор педагогических наук Г.С. Трофимова — своей энергией, работоспособностью и исследовательской позицией сумела пробудить не одну научную единицу в УдГУ.

В институте незримыми нитями каждый связан не только со своей кафедрой, но и с группой по интересам. Профгруппа под руководством Т.И. Тимочкиной включает почти весь институт. Наши встречи в бассейне УдГУ давно превратились в клуб по интересам...

Оптимистичная А.М. Горфункель, отметившая в прошлом году девяностолетие, своим примером доказывает, что мысль материальна и психолог в силах помочь самому себе оставаться человеком в любой ситуации.

Наши студенты тоже учат. И провоцируют на профессиональное развитие, удивляют своей необычностью, талантами, способностью к прорыву и росту. Так оно и есть: ИППСТ — пространство для роста тех, кто к нему готов.

Е.А. ЧИРКИНА,
канд. пед. наук, доцент
кафедры педагогики и педагогической психологии,
зам. директора по МС и СО

«Наш институт — настоящая семья!»

Софья Сальнова, выпускница бакалавриата ИППСТ 2018 года (диплом с отличием), направление «Психолого-педагогическое образование», студентка 1 курса магистратуры по направлению «Психология»:

— Наш институт — один из ведущих в университете, а для меня и вовсе лучший! Мне посчастливилось с огромным удовольствием провести в нём четыре года, а благодаря магистратуре это время продлится ещё на два года! Сложно оценить все прелести учёбы в ИППСТ, просто отсиживая пары. Конкурсы, научные конференции, творческие и спортивные мероприятия, туристические слёты — жизнь здесь просто бурлит!

В последний год обучения мне предложили в составе команды университета поехать на всероссийский педагогический конкурс «Учитель нового поколения». Сначала не хотела соглашаться, потому что параллельно с учёбой уже работала по специальности. Но что-то сподвигло меня на эту поездку. И я ни капли не пожалела! Ведь это такая возможность выйти за пределы своих знаний и представлений, работать в команде, чувствовать, что отвечаешь не только за себя, но и за ребят, вуз, республику. Вместе мы многого достигли, ворвавшись в тройку лидеров. В эти сложные дни нас поддерживали преподаватели.

В такие моменты чувствуешь, что институт — настоящая семья. Помимо знаний, здесь можно получить поддержку, обрести близких по духу людей, проявить себя в разных направлениях. Больше всего я благодарна ИППСТ за то, что он открыл новую меня!

Дарья Комлева, студентка 1 курса магистратуры по направлению «Социальная работа»:

— Я училась на кафедре социальной работы ИППСТ. После сдачи ЕГЭ изначально планировала поступить в вуз на педагогическое или психологическое направление. Так получилось, что ИППСТ идеально подошёл для меня.

Первое время никто из нашей группы вообще не понимал, что от нас требуют и что мы должны делать. После первого семестра потихоньку начали вникать в учёбу. Очень многое в получении высшего образования зависит от преподавателей, и нам с ними повезло. Они постоянно интересовались нашим мнением по различным вопросам, проводили увлекательные тренинги на своих парах. В целом учебный процесс был построен так, чтобы приучить нас мыслить и рассуждать, а не «тупо» зубрить теорию.

Самое замечательное, что нам давали максимум практики: мы посещали школы, детсады, реабилитационные центры, учились правильно общаться с разными людьми, за что огромное спасибо!

Все четыре года обучения прошли просто прекрасно. И, если бы была возможность что-то поменять, я бы всё равно выбрала именно это место. Потому что ИППСТ — это одна большая и дружная семья.

Елизавета Гудкова, студентка 4 курса по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»:

— За три года учёбы институт стал для меня родным. А поступила я сюда, честно говоря, по желанию моей мамы. Первое время было тяжело, учёба никак не давалась, я просто ничего не понимала. Но со временем постепенно влилась в процесс и всё больше интересовалась своей специальностью. Я узнала о разносторонности этого направления подготовки и его важности в системе современного образования.

Всегда с любовью буду вспоминать моих любимых преподавателей: С.В. Есакова, преподавателя по анатомии и невропатологии, М.К. Кириллову, моего научного руководителя, и Э.Б. Чиркову, их ум, харизматичность, юмор и доброту! Я нисколько не жалею, что не опустила руки и осталась учиться в ИППСТ.

Люблю свой институт и планирую в дальнейшем продолжать здесь учёбу.

Благодарим за помощь в подготовке материалов Е.А. Чиркину, Н.В. Белокрылову, Д.Б. Конева, С.Л. Троянскую

Реклама
Радио Моя Удмуртия
Интернет-версия газеты содержит наиболее важные с точки зрения редакции материалы номера печатного варианта издания

Положение об использованиии материалов сайта | Положение о конфиденциальности | Made in MITTEC. О сайте