На обложку | Главный сайт | Официальная информация | Абитуриентам | Наука | Молодежный НИП | Научные школы УдГУ | Научные конференции УдГУ | Международная деятельность | Воткинский филиал | English site | Финно-угорский НОЦ | Центр Трансфера Технологий | Газета Удмуртский университет | Газета Универ.RU
Удмуртский университет
8 (236)
Wednesday,
26 September 2018

Стратегия образования

Профстандарт педагога — уверенность в завтрашнем дне

В этом году были введены новые профессиональные стандарты педагогов, требующие от современного преподавателя развития дополнительных компетенций. Институт дополнительного профессионального образования предлагает переподготовку педагогов, соответствующую всем требованиям ФГОС.

Михаил Михайлович Кибардин, проректор по учебной и воспитательной работе:

— Развитие университета — это постоянный процесс, и он прежде всего связан с развитием и совершенствованием кадрового потенциала. Поэтому неслучайно в новых образовательных и профессиональных стандартах большое внимание уделяется росту профессионализма преподавателей, которые обеспечивают реализацию той или иной образовательной программы.
В 2019 году наш университет будет проходить процесс аккредитации, и в связи с этим мы должны уделить внимание тем формальным требованиям, которые предъявляются по методике проведения аккредитации. Сегодня мы выявили определенное несоответствие в кадровом обеспечении. Это касается базового профильного образования преподавателей. Программа профессиональной переподготовки, которая в настоящее время разработана и реализуется в ИДПО, позволит
устранить их в полном объёме.

Нам необходимо активнее использовать инновационные методики и формы обучения. Новый уровень готовности педагога должен соответствовать требованиям наших работодателей, требованиям стандарта, ну и конечно, потребностям наших студентов.
Программа позволит слушателям получить новые знания, компетенции, которые повысят их защищённость при аккредитации, в конкурсном отборе и, безусловно, повлияют на качество преподавания.

Михаил Юрьевич Малышев, директор Института дополнительного профессионального образования УдГУ:

— Последнее время мы часто слышим и читаем об изменениях в образовательном пространстве. Это и новые профстандарты, и образовательные стандарты, в том числе изменения в законодательстве в рамках самой образовательной деятельности. Поэтому надо стараться реагировать быстро. Думаю, что задача нашего института (ИДПО) в этом и заключается. Мы, как более мобильная группа, должны быстро реагировать на нововведения.

Большую часть этой деятельности нам удаётся реализовать в университете. Так и проект «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» реализуется силами базовой кафедры управления процессами в образовании ИДПО УдГУ.

Кафедру возглавляет Н.Ю. Ерофеева, профессор, доктор пед. наук, авторитетный специалист в области педагогического образования. Важность этого проекта заключается в том, что в нём участвуют профессионалы своего дела, работники и преподаватели вуза: Семён Демьянович Бунтов («Основы законодательства в образовании»), Елена Николаевна Анголенко («Современные оценочные средства»), Павел Михайлович Ходырев («Современные образовательные технологии»), Нина Юрьевна Ерофеева («Формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС», «Коммуникативные аспекты обучения»), Ирек Фаизович Хасанов («Охрана труда»). Кураторство проекта (программы) осуществляется ректоратом и непосредственно проректором по УиВР М.М. Кибардиным.

Программа рассчитана на вузовских преподавателей и направлена на возможность с их стороны адаптироваться в новшествах и изменениях образования на данном этапе. Сегодня заняты учебным процессом три группы, это порядка 150 человек. Следующий поток мы планируем начать уже в конце зимы, там тоже планируется чуть больше 150 преподавателей. Таким образом, мы думаем, что к концу учебного года более 300 работников нашего вуза пройдут подготовку по программе «Педагогическая деятельность в профессиональном образовании».

Для чего нам нужен профстандарт?

Главным профессиональным качеством, которое сегодняшний педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Учёба через всю жизнь — это тот ключ, который способен открыть двери в мир современной педагогики. Подобная переподготовка необходима каждому преподавателю.
Рассказывает руководитель программы, профессор, доктор педагогических наук, заведующая базовой кафедрой управления процессами в образовании ИДПО Нина Юрьевна Ерофеева:

— Приказом ректора в университете была запущена программа «Педагогическая деятельность в профессиональном образовании», которая связана с тем, что с 1 января этого года был введён в действие профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Всего профессиональных стандартов в системе образования пять. Один из них относится к системе вузовского образования.
Что вообще такое профессиональный стандарт? Это основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций преподавателя, являющийся измерителем его квалификации, инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире.

Зачем он нужен? Знания устаревают очень быстро. Меняется сам смысл процесса преподавания, образовательное пространство становится другим. И мы не можем применять одни и те же методы обучения для студентов, которые находятся в разных образовательных пространствах. Более того, преподаватель как лектор студенту уже не нужен: студент может и в Интернете спокойно найти всю требуемую информацию. Другой вопрос: сможет ли он ей грамотно воспользоваться? А знания — это не наскальная живопись, они меняются постоянно, и нам нужно им соответствовать. Сейчас мы имеем не столько процесс обучения, сколько процесс сопровождения, то есть мы должны уметь вместе со студентами войти в процесс обучения и сопровождать его. Разница большая.

Проблема в том и состоит, что пришли новые образовательные стандарты, а компетенции преподавателей им не соответствуют. Но от преподавателя нельзя требовать того, чему его не учили. Следовательно, введение нового профессионального стандарта должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Здесь важно понять, что речь не идёт о том, какой вуз вы закончили и какую имеете должность, а о соответствии вашего вида деятельности и того документа, который вы имеете на руках. Профессиональные стандарты диктуют определённые требования к трудовым действиям, которые необходимо в рамках основного вида деятельности выполнить. Если вы уже много лет работаете преподавателем, но у вас в документе нет даже слова о какой-либо педагогической составляющей, то получить такой документ совершенно необходимо. Если педагогическая составляющая есть, то программа обучения может быть регулярной системой повышения квалификации.

Что ещё важно, программа «Педагогическая деятельность в профессиональном образовании» даёт возможность за счёт университета освоить новый вид деятельности. Если кто-то по каким-то причинам эту программу не осваивает, то это придётся делать в другом месте и уже за собственные деньги. Программа содержит четыре инвариантных блока и два вариативных. Обучение строится в реально-виртуальном пространстве по блочно-модульной системе. Блок состоит из модулей, которые взаимосвязаны между собой и ориентированы на конкретные трудовые действия профессионального стандарта. По итогам каждого блока будет проводиться собеседование по вопросам, зачёт по практикоориентированным заданиям.

Программа «Педагогическая деятельность в профессиональном образовании»

Данная программа создана в рамках профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и включает в себя 6 блоков: «Современные образовательные технологии», «Коммуникативные аспекты обучения», «Формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС», «Охрана труда», «Современные оценочные средства», «Основы законодательства в образовании». Программа рассчитана для подготовки к педагогической деятельности в высшем учебном заведении магистрантов, аспирантов, а также специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы не менее 2 лет.

    Срок освоения программы слушателем: 4 месяца.
    Трудоемкость программы: 260 часов.
    Форма обучения и режим занятий: очная, очно-заочная, дистанционная.
    Требования к слушателю (базовое образование слушателя): лица, имеющие и (или) получающие высшее профессиональное образование.
    Выдаваемый документ: диплом о профессиональной переподготовке.

Людмила Бельтюкова, Анна Глухова

Реклама
Радио Моя Удмуртия
Интернет-версия газеты содержит наиболее важные с точки зрения редакции материалы номера печатного варианта издания

Положение об использованиии материалов сайта | Положение о конфиденциальности | Made in MITTEC. О сайте