На обложку | Главный сайт | Официальная информация | Абитуриентам | Наука | Молодежный НИП | Научные школы УдГУ | Научные конференции УдГУ | Международная деятельность | Воткинский филиал | English site | Финно-угорский НОЦ | Центр Трансфера Технологий | Газета Удмуртский университет | Газета Универ.RU
Удмуртский университет
6 (223)
Tuesday,
27 June 2017

Стратегия образования

Образование в Венгрии: кто научит студента учиться?

С начала запуска процессов модернизации образования в Венгрии прошло уже более двадцати лет. Заведующий кафедрой финно-угроведения Университета им. Лоранда Этвёша (г. Будапешт), доктор философии, доцент Ласло Клима был свидетелем того, как происходили эти перемены.


Сегодня мы предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с Ласло Клима (Klima Laszlo), которое удалось взять доктору филологических наук, профессору кафедры общего и финно-угорского языкознания ИУФФУиЖ Наталье Владимировне Кондратьевой во время поездки в Венгрию.


Кстати, доктор Ласло Клима был одним из организаторов научного семинара «Образовательные тенденции Венгрии и России» в Будапеште, на котором побывали студенты ИУФФУиЖ в начале 2017 года (об этой поездке наша газета писала в № 4 от 28 апреля).


— Уважаемый господин Ласло Клима! Какие плюсы и минусы, на ваш взгляд, произошли в ходе реформирования системы высшего образования Венгрии по модели Болонской декларации?


— Венгрия присоединилась к Болонскому процессу в 1999 году, а в 2004 году стала членом Европейского союза. В 2005 году Венгерский парламент принял новый закон о высшем образовании, в котором нашли отражение требования, сформулированные в Болонской декларации. Для системы высшего образования в целом в этом нововведении много плюсов, хотя есть и некоторые спорные моменты.


На мой взгляд, главная проблема сегодня заключается в том, что нет преемственности в системе среднего и высшего образования. Современные школьники загружены большим количеством учебных дисциплин. А программы обучения составлены так, что они не учат детей думать, размышлять. Выполняя домашние задания, учащиеся не научены самостоятельно находить объективную, достоверную информацию. У них не сформирована потребность работы с книгой как носителем фундаментальных знаний. Всё это создает определённые сложности при получении университетского образования.


Задача студента — уметь самостоятельно находить, анализировать информацию; уметь выстраивать систему знаний. А когда первокурсник не умеет самостоятельно учиться — естественно, это сказывается и на общем уровне качества полученных знаний как конкретного студента, так и группы в целом. Но, ещё раз подчеркну, что снижение качества образования студентов — это не результат введения Болонской декларации, а проблема состояния современного школьного и дошкольного образования в Венгрии.


В числе проблем, напрямую связанных с реформированием системы высшего образования Венгрии в начале 2000-х годов, можно отметить большой отток высококвалифицированных специалистов в другие европейские страны, что, естественно, сопряжено с экономическими вопросами.


Ещё одна проблема, которая требует системного подхода, — это то, что выпускники бакалавриата не стремятся продолжить своё обучение в рамках магистратуры. Одна из основных причин в том, что на рынке труда нет существенных различий в размере заработной платы специалистов с разным образовательным уровнем.


— В чём, на ваш взгляд, специфика системы высшего образования Венгрии, в отличие от других европейских и, может быть, российского образования?


— Наверное, здесь каждый может предложить свой вариант ответа. Лично для меня не очень понятен подход венгерского руководства к системе финансирования высших учебных заведений. Здесь нет прозрачных критериев. В частности, на долю государственного финансирования «Университета государственной службы» («Nemzeti Közszolgálati Egyetem»), а также церковных университетов приходится более 80% бюджета, выделенного на финансирование всех вузов страны. На развитие системы высшего образования сегодня выделяется меньше финансов, чем это было семь лет назад. А грантовая поддержка со стороны Евросоюза направлена в основном на развитие периферийных университетов Венгрии. При таком подходе ведущие вузы без дополнительных финансовых вливаний начинают снижать темпы роста, что в конечном итоге может привести к их ослаблению.


— Не всегда хороший студент становится хорошим работником. Важное значение здесь имеет и сформированность практических навыков. Как в университете организуется практика студентов?


— Всё зависит от программы обучения. В частности, на сегодняшний день подготовка студентов в вузах Венгрии проводится по трём типам специализаций: академической, прикладной и учительской.


Целью академической специализации является подготовка исследователей. Сюда отбирают лучших студентов. Прикладная специализация направлена на подготовку студентов к практическому применению профессиональных знаний на технологическом, инженерном уровне или при работе с высокотехнологичным оборудованием в различных отраслях экономики. Отдельное внимание уделяется подготовке учителей.


Замечу, что педагогическое направление не переведено на двухуровневое обучение BA‒MA. В рамках данной специализации студенты много стажируются в образовательных учреждениях. В рамках нашей магистерской программы по финно-угроведению студенты проходят научно-исследовательскую практику в библиотеках и архивах Будапешта.


Практические навыки формируются в рамках изучения конкретных дисциплин. В частности, в рамках дисциплины «Перевод и переводоведение» студенты переводят финские фильмы на венгерский язык. В дальнейшем их представляют зрителю с венгерскими субтитрами. Ряд студентов, изучающих финский или венгерский язык, проходит практику в посольствах Финляндии и Эстонии.


— Как, на ваш взгляд, меняются формы взаимодействия «преподаватель — студент» с течением времени? Что отличает современных студентов?


— Современные венгерские студенты более динамичны. В отличие от нашего поколения, они очень много знают о современном мире, так как живут в век информационных технологий. У них другие ценностные ориентиры. Сегодня им не важны оценки, а важно лишь наличие диплома. Запомнить конкретные даты тех или иных событий, как и имена исторических деятелей, для них представляется затруднительным. Избыток эмоций им зачастую мешает учиться: они уже не хотят получать знания, прилагая усилия: всё должно быть ясно, доступно, легко и понятно с первого раза.


Меняется и основной источник информации. Самый лёгкий и быстрый консультант — Интернет. Причём, если какая-то информация в Интернете отсутствует, современный студент становится беспомощным. Он разучился искать информацию в печатных изданиях. Это требует дополнительного труда, а на это у современных студентов уже нет времени.


Нужно ли вузовским преподавателям меняться вместе с ними? Это сложный вопрос. С одной стороны, всё новое студентам очень нравится: нравится получать информацию из красочных презентаций, играть на уроках. С другой стороны, увлекаясь этими нововведениями, мы перестаём учить студентов самостоятельно думать. Мы готовим для будущего поколения специалистов, которые не смогут логически выстраивать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения. И, на самом деле, это очень страшно.


Кроме того, если каждый преподаватель в свободное от занятий время начнёт создавать электронные ресурсы, то кто же будет заниматься наукой? Здесь нужно соблюдать баланс: важно, чтобы ряд преподавателей, которым нравится внедрять инновационные технологии, продвигали новые достижения в вузовское образование. Но также важно, чтобы вуз сохранял и традиционные элементы классического образования.


— Как вы считаете, какие изменения необходимы на сегодняшний день в системе высшего образования Венгрии, чтобы те проблемы, о которых вы сегодня говорили, не мешали развитию образования в целом?


— Мне кажется, высшее образование должно быть платным для всех. Пусть это будет небольшая сумма, но каждый студент должен понимать, что он вносит свои деньги для того, чтобы получить качественное образование. Но это только моя личная точка зрения. Мне кажется, введение платного образования повысит ответственность студентов за свой выбор, а это, в свою очередь, повысит качество образования в Венгрии в целом. В результате абитуриенты соседних европейских стран будут стремиться получать образование в венгерских университетах.


Другим важным шагом для повышения качества образования могло бы стать уменьшение аудиторной нагрузки преподавателей. В этом случае можно было бы добиться больших результатов в научной деятельности.


— Что бы вы пожелали преподавателям и сотрудникам нашего университета в связи с окончанием учебного года и предстоящим новым?


— Прежде всего, я желаю, чтобы у преподавателей и сотрудников Удмуртского университета было время, возможности и желание работать в системе высшего образования. Чтобы была достойная зарплата, чтобы было время ходить в театры, музеи, кино, покупать книги, так как работник вуза должен иметь богатый культурный контекст. Пусть будет меньше социальных и экономических проблем в республике и стране, потому что всё это определяет развитие системы образования в целом. Успехов вам и новых побед!

Подготовила Н.В. Кондратьева, директор ИУФФУиЖ

Реклама
Радио Моя Удмуртия
Интернет-версия газеты содержит наиболее важные с точки зрения редакции материалы номера печатного варианта издания

Положение об использованиии материалов сайта | Положение о конфиденциальности | Made in MITTEC. О сайте