На обложку | Главный сайт | Официальная информация | Абитуриентам | Наука | Молодежный НИП | Научные школы УдГУ | Научные конференции УдГУ | Международная деятельность | Воткинский филиал | English site | Финно-угорский НОЦ | Центр Трансфера Технологий | Газета Удмуртский университет | Газета Универ.RU
Удмуртский университет
4 (221)
Friday,
28 April 2017

Мы и мир

Erasmus+ : новые возможности в сфере образования

Грантозаявительная деятельность в Удмуртском государственном университете — это благодатная почва для развития международного сотрудничества, повышения квалификации преподавателей и укрепления отношений с иностранными государствами в это непростое для страны время.


12 апреля сотрудникам международных служб и работникам вузов республики выпала уникальная возможность принять участие в информационно-консультационном семинаре по программе Erasmus+ с участием директора Национального офиса Erasmus+ в России доктором педагогических наук Ольгой Николаевной Олейниковой.


Международное сотрудничество в области высшего образования сегодня характеризуется своей многоплановостью. В эпоху глобализации ни одна страна не может развивать свою систему образования изолированно. В контексте образования принято говорить о процессе, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение, — иначе говоря, об интернационализации образования. В настоящий момент интернационализация является стратегией всех университетов мира и только с ее помощью университет может быть конкурентоспособен.


Несмотря на то, что в России на федеральном уровне пока нет закона об интернационализации образования, российские вузы стремятся принимать активное участие в международном сотрудничестве. Множество программ, конкурсов и грантов отвечают этому стремлению.


Одним из таких проектов является программа Европейского Союза Erasmus+, направленная на поддержку сотрудничества в области образования, профессионального обучения, молодежи и спорта на период с 2014 по 2020 гг. Она объединяет все страны Евросоюза, 13 географических регионов, 180 стран — практически весь цивилизованный мир. В Erasmus+ интегрировано множество программ ЕС, которые действовали до 2014 года. Это The Lifelong learning Programme, The Youth in Action programme, The Erasmus Mundus Programme, Alfa, Edulink, Tempus и другие. Отличительная черта Erasmus+ в том, что она объединяет в себе опыт предыдущих программ и реализует его в еще большем масштабе.


— Erasmus+ обладает одним неоспоримым преимуществом, — считает О.Н. Олейникова. — Возможность получить грант одинакова для любого университета любой из 180 стран-участниц. То же самое и на внутреннем уровне: неважно, Московский государственный университет подает заявку или Удмуртский государственный университет, Санкт-Петербург или Ижевск — здесь все равны.


Erasmus+ осуществляет работу по трем направлениям:


— «Мобильность» (Learning Mobility) — новые возможности мобильности для студентов и преподавателей;

— «Сотрудничество» (Cooperation) — сотрудничество для развития потенциала университетов и обмена лучшими практиками;

— «Программа Jean Monnet» (Jean Monnet Activities) — широкие возможности развития европейских исследований в рамках подпрограммы Jean Monnet.


Участие УдГУ в программе Erasmus+. Направление «Мобильность» (Learning Mobility).
С 2015 по 2017 годы реализовано 4 проекта по краткосрочной академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей, сотрудников в рамках программы Европейского Союза Erasmus+. Выделены стипендии для обучения, преподавания, повышения квалификации в вузах-партнерах.
Для обучения в рамках направления «Мобильность» в течение 1 семестра 2017/2018 учебного года в Университете им. Масарика (Чехия) номинирован 1 студент ИЭиУ; для обучения в течение академического года по совместной образовательной программе в Гранадском университете (Испания) — 2 студента ИЯЛ.


О.Н. Олейникова рассказала об истории, географии, направлениях и возможностях программы, подробно остановившись на направлении Capacity Building (развитие потенциала университетов) и грантах Jean Monnet, на которые в 2017 году Россией подано рекордное количество заявок по всему миру (228).


— Программа Capacity Building касается содержания высшего образования и развития потенциала университетов. Это основное направление, в котором заинтересован каждый российский вуз, каждый факультет, каждая кафедра — любые подразделения университета.


В рамках Capacity Building могут осуществляться два типа проектов: совместные, которые касаются разработки образовательных программ между несколькими высшими учебными заведениями мира (например, разработка новых методик обучения, рамок квалификаций, обучение преподавателей для системы СПО), и структурные, направленные на модернизацию государственной политики, управления и менеджмента системы высшего образования, а также на укрепление отношений между системами высшего образования разных стран.


Для получения финансирования на свой проект университету необходимо создать консорциум, в который будут входить вузы не менее трех стран Евросоюза, не менее двух российских вузов и двух вузов из любого другого государства. «При этом, — отмечает Ольга Николаевна, — интересы последнего в проекте должны совпадать с его национальными или региональными приоритетами».


Чтобы принять участие в Capacity Building, необходимо прежде всего изучить конкурсную документацию на сайте Erasmus+ (www.ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/node_en) или на странице Национального офиса программы Erasmus+ в России (www.erasmusplusinrussia.ru), определить тип и тематику будущего проекта, а также круг заинтересованных организаций, совместно с партнерами сформировать консорциум, выбрать грантозаявителя, сформировать проектную заявку и подать ее на конкурс.


— К сожалению, из-за сложившегося в мире отношения к России наша страна пока не может выступать грантозаявителем, однако участие России в подобных проектах все же возможно. В 2015 г. было поддержано 13 проектов с участием российских университетов, из которых 11 совместных и 2 структурных. А в 2016 их было уже 16: 12 совместных и 4 структурных.


Другой программой, в которой могут принять и активно принимают участие преподаватели и сотрудники вузов, является программа Jean Monnet, получившая свое название в честь известного французского государственного деятеля, одного из «архитекторов» Европейского Союза Жана Моне.


В рамках этой программы преподаватели могут получить грант для проведения исследований на базе зарубежных университетов, чтобы включить свой опыт в образовательные курсы, преподавать за рубежом, организовывать международные конференции и т. д.


С 2013 года программа Jean Monnet интегрирована в Erasmus+. Она охватывает 78 стран и более 800 университетов. Всего в рамках Jean Monnet профинансировано 4 460 проектов по тематике европейской интеграции. Каждый год в программе участвуют около 1 700 преподавателей и примерно 265 000 студентов со всего мира.
Процедура подачи заявок здесь намного проще: необходимо лишь выбрать тематику проекта, которая тем или иным образом связана со сферой ваших профессиональных интересов, заполнить заявку и подать ее на конкурс. Создавать консорциум для участия в Jean Monnet не нужно: университет сам подает заявку на неограниченное количество проектов. Подробная информация о программе содержится на сайте Евросоюза (http://eacea.ec.europa.eu/erasmus-plus/actions/jean-monnet_en) и в русской версии на сайте http://erasmusplusinrussia.ru/index.php/ru/jean-monnet .


В 2016 г. на конкурс проектов программы Jean Monnet от УдГУ было подано две заявки на реализацию Jean Monnet Modules (Модули) и одна заявка на реализацию Jean Monnet Projects (Проекты). Была поддержана заявка профессора Института социальных коммуникаций Ильдара Абдулхаевича Латыпова на реализацию проекта Модуля Жана Моне программы Erasmus+. Название модуля — «Европейский опыт взаимодействия инновационной культуры и интеллектуальной собственности: коммуникативный аспект (European experience of innovative culture and intellectual property relations: communicative aspects)». Цель проекта — продвижение результатов европейских исследований в области коммуникации инновационной культуры и интеллектуальной собственности. Сроки реализации: 2016—2019 годы.


— У меня было два повода посетить ваш университет, — сказала О.Н. Олейникова в завершение семинара. — Во-первых, страна у нас большая, вузов много, к сожалению, объехать их все — задача невыполнимая. И я рада, что мне удалось посетить Удмуртскую Республику и Удмуртский государственный университет.
Нужно сказать, что возможности вашего региона в аспекте международного сотрудничества в сфере образования колоссальны. Например, во время экскурсии по замечательной библиотеке вашего вуза я вдохновилась идеями новых проектов, которые могут быть здесь реализованы.


Скажу по секрету, с Удмуртией меня связывает один важный факт биографии: я здесь родилась. Правда, с тех пор бывать мне здесь не приходилось, но благодаря приглашению Управления международного сотрудничества и связей с общественностью УдГУ у меня появился повод посетить свою родину. Мне приятно, что я нахожусь в стенах университета, в котором было осуществлено уже много проектов и есть люди, готовые работать над проектами и осуществлять их в стенах УдГУ.


В течение семинара О.Н. Олейникова охотно отвечала на интересующие наших сотрудников вопросы и давала советы о том, как лучше выстраивать политику международного сотрудничества. Так что теперь, принимая во внимание ценную информацию и вдохновившись новыми идеями, мы сможем активно сотрудничать с еще большим количеством иностранных вузов и вывести УдГУ на более высокие позиции национальных и международных рейтингов.

Анна Глухова

Реклама
Радио Моя Удмуртия
Интернет-версия газеты содержит наиболее важные с точки зрения редакции материалы номера печатного варианта издания

Положение об использованиии материалов сайта | Положение о конфиденциальности | Made in MITTEC. О сайте