На обложку | Главный сайт | Официальная информация | Абитуриентам | Наука | Молодежный НИП | Научные школы УдГУ | Научные конференции УдГУ | Международная деятельность | Воткинский филиал | English site | Финно-угорский НОЦ | Центр Трансфера Технологий | Газета Удмуртский университет | Газета Универ.RU
Удмуртский университет
1 (218)
Tuesday,
31 January 2017

Культурное пространство

Стихи и ноты, ритм и рифма

Творческая жизнь нашего города —пестрый калейдоскоп. И музыкально-поэтический проект «Стихи на окнах подъезда № 8» — одно из его ярких стекол. В январе ребята снова вышли на сцену одного из центров современной культуры Ижевска при полном аншлаге. И здорово, что все они когда-то учились, учатся или даже работают в УдГУ.


Так получилось, что с этого года я, сотрудник редакции и выпускница Института языка и литературы, тоже вхожу в состав этого объединения, поэтому, готовя этот материал, уже хорошо представляла, о чем пишу.


Об успехе проекта, жанре аудиопоэзии и синтезе слова и музыки рассказывает сооснователь проекта — поэт и музыкант Евгений Шиляев, ассистент кафедры информатики и математики Удмуртского государственного университета.


— «Стихи на окнах подъезда № 8» — что означает это название?


— Хотелось бы рассказать очень красивую и таинственную историю, но на самом деле все довольно прозаично. С одной стороны, нам хотелось придумать что-то длинное, потому что «вот тот коллектив с длинным названием» все равно был бы у людей на слуху. С другой стороны, его можно было сократить до красивой аббревиатуры («сноп8»), что мы и сделали. Мы сидели, перебирали разные слова: «стены», «окна», «стихи», «подъезды». Для гармоничности еще цифру 8 как символ бесконечности добавили. Так оно и родилось.


— Кстати, о рождении. Расскажи, как все началось.


— История коллектива ведет свой отсчет с 21 мая 2015 года. В этот день мы дали первый концерт. Но познакомились, конечно, намного раньше: выступали на различных встречах, поэтических вечерах, где читали свои стихи. Все это было, когда каждый из нас еще существовал как отдельный поэт. На одной из таких встреч я познакомился с Ильей Шутовым, затем с Данилом Бектышевым. Мы поняли, что хотим создать что-то большее, вывести поэзию в новый формат. Плюсом ко всему все мы были очень разными: Илья умел виртуозно играть на гитаре, а у Данила были необычные стихи.


— То есть вы решили по максимуму использовать достоинства каждого. А как пришли именно к жанру аудиопоэзии?


— Несколько лет назад я ездил в Петербург, куда меня пригласили поэты Милена Райт и Костя Гафнер. Почитал там, посмотрел выступления других людей и очень удивился, когда увидел коллективы, которые не просто читали стихи, а делали это под музыку. И это были совсем не песни, а именно аудиопоэзия. Тогда такой формат меня очень зацепил, и я решил обязательно привезти его к нам в Ижевск. И когда я встретил ребят, мы уже здесь решили попробовать себя в рамках музыкально-поэтического проекта.


— Интересно, как происходит процесс создания подобных композиций? Я-то уже представляю, а можешь рассказать об этом нашим читателям?


— На самом деле здесь два варианта. Первый — когда все начинается с музыки. Иногда Илья приходит и говорит: «Я придумал очень классную мелодию, мы с вами еще нигде ее не использовали». Играет ее несколько раз. Когда кто-то понимает, что эта музыкальная зарисовка подходит по настроению, ритму, атмосфере под какой-то из стихов, то начинает его читать. Когда появляется гармония, стих не «кричит» и музыка ложится плавно, мы начинаем чем-то украшать композицию: ритмом (Марсель), возможно, мелодикой, флейтой, укулеле.


Конечно же, бывают такие моменты, когда музыка просто говорит, что нужно добавить вокал, тогда уже присоединяюсь я, и мы ищем наиболее гармоничный выход из этой ситуации. Это может быть простой вокализ или какая-то вокальная зарисовка с текстом на основе этого стиха или вдохновленного им.


Есть и второй вариант — когда все начинается со стиха. Кто-то читает свое стихотворение, Илья сразу пытается подобрать мелодию. И здесь мы все являемся своеобразным гармоническим худсоветом, который решает, подходит эта музыка или нет. И стих может быть абсолютно прекрасным, и музыка, но они могут никак не сочетаться, а жить отдельной жизнью. И наша задача — услышать и сочетать это так, чтобы на выходе создавалась особая атмосфера, которая погружает человека в ту историю, которую мы хотим рассказать.


— И вам это действительно удается, на выступления приходят десятки людей. Как думаешь, с чем это связано?


— Скорее всего, с тем, что мы — единственный подобный коллектив в городе. Во всяком случае, если есть другие, то мне о них неизвестно. Конечно, в Ижевске есть ребята, которые пишут стихи, накладывают их на мелодии, но преподносят свое творчество все-таки как музыку, а не как поэзию. Мы, конечно, музыкальный проект, но в первую очередь поэтический, что делает нас уникальными, по крайней мере, в Ижевске.


— А дальше что? Есть какие-то планы?


— Я не знаю, как будет, но знаю, как мне хотелось бы. А хотелось бы, конечно, не растерять то, что есть, проводить концерты с какой-то регулярной периодичностью. Писать регулярно тоже хотелось бы, но здесь не угадаешь. Пока вроде пишется, и это здорово.


Чего хотелось бы особенно — съездить в соседние города: Казань, Пермь, может быть, Киров и, конечно, однажды доехать до Москвы, Санкт-Петербурга. Показать, что мы делаем, в наших столицах, посмотреть, что делают там, познакомиться с подобными проектами, может, даже пригласить их к нам и устроить большой поэтический фестиваль. Конечно, самое простое, что мы могли бы сделать, — это все бросить и уехать в другой город за какой-то призрачной мечтой, но мне кажется, что пока мы должны развивать поэзию именно здесь, в Ижевске. У нашего города, я думаю, большой потенциал в этом плане.


И последний вопрос, немного пафосный, но все же: в чем вы видите свою миссию? Для чего все это нужно именно вам?


— Прежде всего стоит сказать, что мы никогда не ставили во главу угла деньги. Мы понимаем, что вряд ли заработаем на этом какую-то большую сумму, уедем жить в Лондон и так далее. Для нас в первую очередь важно донести до людей то, что мы чувствуем, пишем, играем, именно в том виде, который нам близок.
Когда проходили наши первые концерты, для меня было откровением, сколько людей приходило нас послушать. И пока собираются такие залы, пока все новые люди приходят на наши концерты и их много, мне кажется, что мы делаем это не зря.


***
Ты вряд ли слышишь, как здесь пустота
Звенит,
Ты вряд ли знаешь о чувствах в бутылке
Виски.
Меня к тебе тянет, как самый большой
Магнит,
Как буквы в словах обнимаются в мятом
Списке.



Ты вряд ли знаешь мои наизусть
Стихи.
Они для тебя как шелест листка
Бумаги.
На белом холсте проявившиеся
Штрихи
Не станут началом бессмысленной, скучной
Саги.



Ты вряд ли забыла мой тембр и все
Слова,
Мои поцелуи и плавный полет
Касаний.
И пусть бесконечно ты будешь всегда
Права,
Но в списке не может быть больше, чем есть,
Желаний.



И точно найдется повод уйти,
Не ждать,
Безумно влюбиться во взгляды тупого
Сноба.
Но было бы лучше нам просто с тобой
Признать,
Что мы разрушаем наш внутренний космос
Оба.



Евгений Шиляев

***
Я открываю портал в этот мир
И шагаю из мира снов.
Сердце рисует пульса пунктир.
Мир утренне нов.
За бортом минус три, в квартире тепло,
Кофе горячий бодрит.
Вокруг бетон, кирпичи, стекло.
Под ногами — планеты магнит.
Кутаю тело в джинсы и лен.
Бусинки звука в ушах
Дают ощущение, будто влюблен,
И не чувствую боль и страх.
Желтый ковер листвы октября.
Неба матовый свет.
Так это утро увидел я.
А ты?
Жду твой ответ.



Данил Бектышев


Участники проекта


Данил Бектышев, поэт, психолог, сооснователь проекта, выпускник Института педагогики, психологии и социальных технологий УдГУ:


— «Стихи на окнах подъезда № 8» — это как стихи в формате 3D. Кажется, протяни руку и стихотворение можно потрогать. Это то, что помогает мне быть собой, донести ощущения, чувства, восприятие окружающего на доступном зрителю языке слов, музыки. Я открываю себя людям в разных видах творчества, но то, что мы делаем в рамках нашего проекта, наиболее полно раскрывает меня и то, что я чувствую.


«Сноп8» — это люди, которые чувствуют мир так же, как и я, новый формат, где правила и законы создаются по ощущениям и по ходу движения. Это ли не есть творчество?


Марсель Шаяхметов, музыкант, барабанщик, участник проекта, выпускник факультета информационных технологий и вычислительной техники УдГУ (теперь в составе ИМИТиФ), студент Института права, социального управления и безопасности:


— Роль перкуссии (ударных инструментов — Прим. ред.) в данном проекте я бы сравнил с фоторамкой, в которой находится фотография. Барабаны придают определенную конструкцию стихотворному произведению, привносят особое настроение. Иными словами, это гид, который ведет по истории, разворачивающейся в данный момент в реальном времени.


Деятельность нашего проекта, творчество его участников да и сама структура наших композиций отличаются от всего, с чем я раньше сталкивался. Для меня работа с поэтами — это шанс взглянуть на мир под другим углом, увидеть новые цвета в жизненной палитре, ранее мной не замеченные. А музыкально-поэтический проект «Стихи на окнах подъезда № 8» — это билет, с помощью которого я могу пройти на новую, неизведанную территорию.



Илья Шутов, музыкант, композитор, сооснователь проекта, сотрудник лаборатории физического практикума и кафедры общей физики УдГУ, магистрант Института математики, информационных технологий и физики:


— Изначально мы старались сделать то, чего еще не встречали в современном творчестве нашего города. Живая музыка позволяет стихотворению преобразиться, придает набору рифм форму и настроение. Это гораздо более сложная и техничная работа. Музыка может подстраиваться, изгибаться и принимать то состояние, которое обладает наименьшей энергией, тем самым стабилизируя литературное произведение. Стихи же, в свою очередь, позволяют музыке обрести человеческие эмоции. Так образуется некий элемент театра, в котором искусство музыки и литературы едино и не имеет ничего лишнего.


Для меня «сноп8» — это абсолютно новый творческий продукт, который привлекает заядлых меломанов и любителей словесного художественного творчества. Это многофункциональный синтез музыки и поэзии, мелодии и красноречия, слов и нот, совокупность рифмы и ритма, звуков и философии, а главное, чего-то такого, что вызывает особые чувства у слушателя. Да и у нас самих.

Анна Глухова

Реклама
Радио Моя Удмуртия
Интернет-версия газеты содержит наиболее важные с точки зрения редакции материалы номера печатного варианта издания

Положение об использованиии материалов сайта | Положение о конфиденциальности | Made in MITTEC. О сайте