На обложку | Главный сайт | Официальная информация | Абитуриентам | Наука | Молодежный НИП | Научные школы УдГУ | Научные конференции УдГУ | Международная деятельность | Воткинский филиал | English site | Финно-угорский НОЦ | Центр Трансфера Технологий | Газета Удмуртский университет | Газета Универ.RU
Удмуртский университет
1 (218)
Tuesday,
31 January 2017

Образование

ЛабиринТЫ ПЕДАГОГического мастерства

В конце декабря в Учебно-научной библиотеке УдГУ кафедра педагогики и педагогической психологии и научно-педагогическое общество обучающихся ИППСТ проводила организационно-деятельностную игру.


Преподаватели УдГУ, студенты разных курсов, магистранты, учителя и воспитатели города и республики искали ответ на вопрос: какими способностями необходимо обладать учителю, чтобы воспитывать и обучать современных учеников?


Идейными организаторами содержательной части игры стали доценты кафедры педагогики и педагогической психологии: Т.С. Ходырева, М.Г. Савельева и модератор этого мероприятия Е.А. Ирисов, выпускник и в прошлом преподаватель ИППСТ.


В мероприятии приняло участие 94 человека. Были сформированы четыре равные группы смешанного состава (по 12–13 человек), где в течение двух часов совместной деятельности прорабатывали актуальные педагогические вопросы как студенты, так и их преподаватели разных кафедр УдГУ и ИГМА, приглашенные учителя и воспитатели школ Ижевска.


Участники пытались переосмыслить роль педагога в современных школьных и вузовских реалиях, размышляли о сущности педагогической деятельности и о ее цели — формировании рефлексивных способностей учащихся и педагога. При этом акцент был сделан на саморазвитии педагога и обучающегося. Сценарий игры опирался на методологические разработки О.С. Анисимова. В частности, на ключевую идею о том, что лишь сформированные рефлексивные способности позволяют ученику становиться педагогом относительно самого себя.


В ходе организационно-деятельностной игры под руководством педагога моделировалось поведение ученика в рамках решения учебной задачи. Участники выступали в роли учеников, модератор демонстрировал поведение учителя.


Сам ход игры был выстроен в соответствии с этапами саморазвития:


* этап столкновения с затруднением в ситуации решения задачи (игровое моделирование затруднения, связанного с тем, что старые методы, формы преподавания не работают с современными детьми);


* выход на рефлексию, где под руководством педагога решающий задачу фиксирует суть затруднения и акцентирует на собственной недооспособленности (виноваты не дети, это недостаток способностей педагога; обозначение конкретной способности, которой не хватает);


* выход в тренировочное звено (предлагалось спроектировать и провести упражнения для формирования требуемой способности и найти ответы на вопросы: что мне мешает приобрести новую способность, как я могу это преодолеть?);


* рефлексивная оценка полученной способности (я получил требуемую способность?) и возврат в практическую деятельность по решению учебной задачи.


Для активации чувств участников мероприятия демонстрировался клип, сделанный магистрантами ИППСТ, в котором были отражены ценности сегодняшней молодежи. Затем для включенности в процесс решаемой задачи инсценировалась ситуация, в которой ученица начальной школы (кстати, реальная участница игры) отразила свои затруднения в процессе учебной деятельности.


Группы получили от ведущего первое задание по определению затруднения для педагога в ходе решения учебных задач. В качестве рабочего материала было предложено интервью с М. Сандомирским о поколении детей, рожденных после 2000 года. Бурное обсуждение примеров из практики завершилось показом сценок из реальной жизни.


Каждая группа справилась с заданиями успешно. Порадовало то, что в сценках приняли участие, а также их активно обсуждали по своему желанию как студенты первого курса психолого-педагогического образования, так и студенты педагогического образования разных институтов УдГУ. Это говорит о том, что обсуждаемая тема оказалось актуальной для разных поколений и профилей обучающихся.


Далее с помощью модератора Евгения Андреевича участники сначала переосмыслили варианты учебных затруднений, а потом одна группа тренировала другую: нужно было преобразовать ситуацию учебного затруднения в ситуацию сотрудничества между учеником и учителем.


В итоге все участники игры пришли к выводу, что, освоив подобную технологию взаимодействия учитель—ученик, можно привести ученика к самостоятельности в решении собственных затруднений.


Стать педагогом для себя — основная цель учащегося. Помочь ему в этом должен учитель. В этом заключается главная сторона его профессионального мастерства.

Н.А. Белокрылова, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ИППСТ

Реклама
Центральный Студенческий Совет УдГУ
Интернет-версия газеты содержит наиболее важные с точки зрения редакции материалы номера печатного варианта издания

Положение об использованиии материалов сайта | Положение о конфиденциальности | Made in MITTEC. О сайте