На обложку | Главный сайт | Официальная информация | Абитуриентам | Наука | Молодежный НИП | Научные школы УдГУ | Научные конференции УдГУ | Международная деятельность | Воткинский филиал | English site | Финно-угорский НОЦ | Центр Трансфера Технологий | Газета Удмуртский университет | Газета Универ.RU
Удмуртский университет
11 (216)
Wednesday,
30 November 2016

Стратегия образования

"Институт - это как огромный и слаженный оркестр"

История института экономики и управления УдГУ начинается с 1972 года. На сегодняшний день институт считается одной из крупнейших структур университета, состоит из восьми кафедр, трех лабораторий, трех НОЦ, Центра развития компетенций, типографии и других служб, где трудится более 100 преподавателей, 55 сотрудников и обучается около 3000 студентов.


Директор института — кандидат экономических наук, доцент Анатолий Васильевич Аношин — рассказывает о деятельности ИЭиУ.


— Анатолий Васильевич, Институт экономики и управления, который вы возглавляете, считается одним из лучших в УдГУ. Как удалось этого достичь?


— Каждый институт — это уникальная структура, все элементы которой должны быть настроены и работать как слаженный оркестр. Наш институт — это в первую очередь коллектив, работа которого основана на традициях, заложенных нашими ветеранами. В настоящее время высокое качество услуг в сфере образования невозможно без развитой инфраструктуры и наличия современных технических средств в образовательном процессе. Всем этим институт располагает в полной мере. Сохранять и развивать соответствующий уровень позволяет активная деятельность института и за пределами УР.


Сегодня мы предлагаем 5 направлений бакалавриата, 12 программ магистратуры, ведется подготовка аспирантов и докторантов, вот уже 18 лет реализуется единственная в республике федеральная программа переподготовки управленческих кадров. Мы учитываем специфику времени и стараемся быстро реагировать на новые потребности рынка труда и работодателей, работая в тесной связке с ними, органично соединяя теорию с практикой.


— Вы имеете в виду учебную и производственную практику?


— Одной классической практики уже недостаточно для подготовки высококвалифицированных специалистов. Я говорю о наших совместных с работодателями программах, которые реализуются на протяжении всего учебного года. Ярким примером является подготовка студентов по профилю «Налоги и налогообложение» с ФГНС по УР. Сложившуюся успешную модель стараемся перенести и на другие программы. Интересная и очень полезная практика сложилась в отношениях с «Альфа-банком». Третий год реализуется программа «Альфа-студент», призеры которой получают гарантийные сертификаты на трудоустройство в банке. В реализации каждой образовательной программы принимают участие ведущие специалисты и руководители предприятий, организаций и органов государственной и муниципальной власти.


— Ваш институт каждый год открывает новые программы магистратуры. С чем это связано?


— Я считаю бакалавриат лишь первой ступенькой высшего образования, которая не позволяет в полной мере удовлетворить требования работодателей, поэтому мы сделали упор на магистерские программы. Именно магистратура — это логическое завершение высшего образования. Магистр — это «штучная» продукция, он наиболее адаптирован и мотивирован, способен решать сложные практические задачи. С другой стороны, именно в среде магистрантов появляется возможность найти претендентов для обучения в аспирантуре и дальнейшего участия в учебном процессе в качестве наших коллег.


— Известно, что многие абитуриенты, поступающие в магистратуру, не имеют базового экономического образования. Возникают ли в процессе их обучения сложности и снижается ли при этом эффективность их подготовки?


— Такая проблема существует, она характерна не только для нашего института и решается, с одной стороны, дополнительными усилиями наших ведущих преподавателей, а с другой — интенсивной работой самих магистрантов. Следует понимать, что данная ситуация неизбежна в силу издержек современной образовательной системы, нестабильности рынка труда и особенностей профессионального роста и становления молодых людей. Самое главное — чтобы магистрант был мотивирован на достижение конкретного высокого результата, а наша задача — создать необходимые условия и привлечь лучших специалистов для реализации каждой конкретной программы, а иногда и объединить усилия нескольких институтов. Тогда на выходе мы будем иметь конкурентоспособных специалистов.


— Как вы оцениваете ситуацию с предоставлением бюджетных мест в этом году?


— К сожалению, в последние годы произошло существенное сокращение госзаказа по направлениям подготовки нашего института. Политика распределения бюджетных мест по вузам России приводит к их концентрации в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других центрах. Отсюда негативные последствия: отток лучших выпускников школ из регионов, увеличение затрат их родителей, более низкий уровень знаний абитуриентов периферийных вузов и, как результат, снижение качества подготовки специалистов. Данная проблема носит глобальный характер для системы высшего образования России. Поэтому я за обоснованное увеличение бюджетных мест для нашего института, но при этом считаю, что должен быть создан механизм гарантированной отработки выпускников, получивших образование за счет средств госбюджета.


— Анатолий Васильевич, чем отличаются студенты-экономисты от обучающихся по другим специальностям? Можете ли вы сразу узнать «своего» студента?


— На мой взгляд, любой студент в первую очередь должен быть Студентом с большой буквы: это осознанный выбор соответствующей образовательной программы, высокая мотивация и жажда знаний, активная жизненная позиция, творческий подход к основному своему ресурсу — времени. К сожалению, определенная доля студентов являются таковыми лишь формально. Я рад, что большая часть студентов Института экономики и управления оправдывает свое звание в полной мере. Они отличаются высокой ответственностью, целенаправленностью, желанием максимально охватить все источники информации, у них особый формат творческих отношений с ведущими преподавателями и неудержимость во всем. А узнать «своего» студента я всегда смогу в рамках профессионального диалога.


— Анатолий Васильевич, что входит в круг ваших ближайших задач как директора института?


— На данном этапе хотелось бы выделить организационную работу по созданию Центра финансовой грамотности на базе нашего института совместно с ФГНС по УР, Министерством финансов УР и «Альфа-банком». Наряду с этим в лаборатории развития экономического образования разрабатываются мероприятия по совершенствованию реализации программ с элементами дистанционного и электронного обучения. Планируется заключение договора о сотрудничестве с Малопургинским центром детского творчества, что позволит повысить эффективность профориентационной работы института и реализовать принципиально новый механизм отношений со школами. Я уверен: наш потенциал позволяет ИЭиУ стабильно развиваться и оставаться лидером на рынке образовательных услуг Удмуртии.

Олеся Ершова

Реклама
Радио Моя Удмуртия
Интернет-версия газеты содержит наиболее важные с точки зрения редакции материалы номера печатного варианта издания

Положение об использованиии материалов сайта | Положение о конфиденциальности | Made in MITTEC. О сайте