На обложку | Главный сайт | Официальная информация | Абитуриентам | Наука | Молодежный НИП | Научные школы УдГУ | Научные конференции УдГУ | Международная деятельность | Воткинский филиал | English site | Финно-угорский НОЦ | Центр Трансфера Технологий | Газета Удмуртский университет | Газета Универ.RU
Удмуртский университет
8 (236)
Wednesday,
26 September 2018

Мы и мир

Образование на расстоянии

Взгляд корреспондента

ИПСУБ одним из первых в УдГУ внедрил в учебный процесс дистанционные технологии.

…Стрелки часов близятся к шести. Преподаватель, как обычно, спешит по коридору с папкой бумаг к студентам. Только входит он не в просторную аудиторию, а небольшой кабинет, в котором вряд ли уместится и половина обычной группы. Включает компьютер, загружает Adobe Connect. На мониторе высвечивается окно с таблицей, чем-то напоминающей Skype. Внизу сразу высвечивается: «Здравствуйте», «Добрый вечер». Ага, это чат. Ребята уже в сети и приветствуют наставника. Слева имена и фамилии — список учащихся. А вот и я попала в камеру. Сразу отхожу, чтобы не мешать занятию. Скоро начнется пара у студентов-заочников ИПСУБ, обучающихся дистанционно.

Преподаватель уже загрузил презентацию и начал говорить в микрофон: «Всем здравствуйте! На прошлом занятии мы с вами…»

По содержанию лекция для студентов, которые обучаются на расстоянии, мало чем отличается от обычной. Тема общая, одинаковый список литературы, те же задания и читает один преподаватель. Он даже ближе к ребятам на мониторе компьютера, чем за кафедрой в аудитории. Но обучение с помощью дистанционных технологий требует и от преподавателя, и от студентов адаптации, технических навыков и терпения. Поэтому в ИПСУБ начали с курса повышения квалификации «Методы и технологии дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями». Потом обменялись опытом с другими вузами, в том числе зарубежными (Китай, Украина). И вот уже три года здесь успешно получают специальность «Юриспруденция» девять студентов с ограниченными физическими возможностями. Правда, на первом курсе было 17. Но по ряду объективных причин произошел отсев: кто-то физически не выдержал нагрузки, другие по техническим возможностям. Кроме того, в течение года получает второе высшее образование группа студентов по комбинированной технологии. Лекции для них дистанционно читают в виртуальном классе, а практические занятия ведут в аудиториях университета.


Мнение преподавателя

Тему продолжает заведующая отделением инновационных технологий учебного отдела ИПСУБ доцент Н. И. Вытовтова.

Современные тенденции построения образовательной деятельности направлены на повышение объема самостоятельной работы, индивидуализацию процесса обучения с учетом потребностей и психофизиологических особенностей студентов. Они могут осуществлять самостоятельно: изучение учебной и научной литературы, выполнение заданий, подготовить отчет о проделанной работе — при условии контроля со стороны педагога. Но этого недостаточно. Общественные, социально значимые науки требуют активного взаимодействия как между студентами, так и с педагогом. Именно преподаватель как транслятор знания зачастую является первым, а потому и самым значимым образцом профессионального поведения и культуры. Возможно ли решение обозначенных задач путем применения дистанционных образовательных технологий?

На этот вопрос сложно ответить однозначно. Компьютеризация общества, практически повсеместное распространение сети Интернет, специализированное программное обеспечение позволяют комплексно решать образовательные задачи различных уровней сложности. С другой стороны, применение дистанционных технологий требует формирования определенной системы навыков, приемов поведения, можно даже сказать, новой культуры.

В ИПСУБ нарабатывается опыт дистанционного обучения лиц с ограниченными физическими возможностями. Проживая в различных населенных пунктах Удмуртской Республики, испытывая затруднения при перемещении по территории региона и далее, восприятии большого объема информации, а иногда и самоорганизации, эти люди имеют большое желание учиться. Кто-то рассчитывает найти применение полученным знаниям и социально адаптироваться, другие относятся к обучению как возможности саморазвития, повышению статуса в обществе.

Образовательный процесс указанной целевой группы строится по программе заочной формы обучения с необходимой корректировкой — изменением графика учебного процесса. Лиц с ограниченными физическими возможностями нежелательно перегружать, поэтому вместо сессий проводится модульное преподавание курсов в течение всего семестра с последовательным переходом от одной дисциплины к другой по их взаимосвязи. Студенты занимаются не более двух пар в день. При этом недельная аудиторная нагрузка обычно не превышает десять академических часов.

Нами задействованы следующие виды учебной работы: лекции; семинарские и практические занятия; изучение учебной и научной литературы; выполнение рефератов, контрольных и курсовых работ; самотестирование; зачеты и экзамены. По каждому предмету проводятся также групповые и индивидуальные консультации. Непосредственное взаимодействие преподавателя и студентов на лекции обеспечивает система электронного обучения Adobe Connect. Работа в виртуальном классе позволяет совмещать традиционное изложение содержания с использованием иллюстрационных материалов. Вниманию студентов предлагаются презентации по теме, которые сопровождают лекцию на всем ее протяжении. При необходимости демонстрируются документы, графические изображения, учебные фильмы. Таким образом, за своим рабочим местом преподаватель проводит занятие с использованием современных компьютерных технологий, как в обычном учебном классе.

На занятиях в аудитории внимание студента постоянно переключается между лектором и демонстрационным экраном, что вызывает утомляемость. В виртуальном классе эта проблема исчезает за счет концентрации внимания на экране. Как и на обычной лекции, студент может задать преподавателю вопрос, уточнить отдельные изложенные положения. Связь может поддерживаться как в письменном, так и в аудио-, видео-формате. Хотя чаще всего студентам хватает голосового сопровождения материала. Отключение видеоизображения позволяет повысить качество передачи сигнала для учащихся, имеющих низкую пропускную способность канала подключения.

Наша практика показывает, что у студентов более востребовано общение в чате. Преподаватель, получив вопрос, отвечает на него устно, что удобно для всех участников. Письменных ответов требуют только персональные вопросы, которые задаются через приватный чат. Надо отметить, что возможность диалога снимает проблему обратного контакта. Активное использование контрольных вопросов и демонстрирующих степень внимания аудитории позволяет чувствовать двусторонность общения при отсутствии визуально воспринимаемых слушателей. Если есть необходимость, преподаватель может выложить студентам учебно-методические материалы для скачивания через окно обмена файлами прямо на лекции или провести мини-опрос, охватывающий всех слушателей, по завершении темы или вопроса.

С согласия преподавателя в процессе занятия ведется запись лекции, которая затем выкладывается студентам в папку с учебными материалами, которые активно используются студентами при изучении учебного курса, подготовке к экзаменам и зачетам. Этот доступ лицам, обучающимся с использованием дистанционных технологий, не предоставляет права на скачивание, что препятствует неконтролируемому распространению объектов интеллектуальной собственности. А студенту возможность посмотреть все учебные материалы в удобное для него время позволяет восстановить пропущенный материал. Особенно, как показала практика, активно востребованы записи лекций, некоторые из них просматриваются более десяти раз. При наличии доступа к материалам в любое время студенты стремятся посетить лекцию, так как присутствие на занятии, по их мнению, способствует лучшему пониманию темы.

Кроме лекций, в виртуальном классе проводятся семинарские и практические занятия. Данный вид работы требует активного участия студентов, и это вызывает некоторые проблемы. Например, достаточно сложно на расстоянии побуждать к ответу. Отгораживаясь расстоянием, обучающимся проще отказаться от ответа. Но в случае неподготовленности к занятию чувство вины проявляется в значительно меньшей степени, чем при работе в аудитории.

Вторая группа проблем связана с техническими возможностями. Не все студенты имеют достаточную для качественного приема-передачи видео- и аудиосигналов скорость Интернета. Если на лекции трансляция осуществляется в одну сторону, то практические занятия требуют двусторонней связи, что оборачивается существенным снижением качества сигнала. Замена устных ответов на письменные не всегда является полноценной. Для юридических дисциплин характерен обмен достаточно большим объемом текстовой информации, и ввод ответа с клавиатуры занимает много времени. Поэтому студенты просто копируют предложения из учебников, статей, монографий. В целях выяснения степени понимания, усвоения материала требуется задавать дополнительные вопросы в гораздо большем объеме, чем на занятиях в традиционной форме. Как показал наш опыт, при наличии возможности практические занятия лучше проводить в учебном классе. Письменные отчетные работы студенты представляют в электронном виде. Это явное преимущество для их проверки на уникальность посредством использования системы «Антиплагиат». В остальном они мало отличаются от традиционных форм контроля.

Следует остановиться также на промежуточном контроле. Если зачет может проводиться как тестирование или собеседование по вынесенным вопросам, то традиционный экзамен требует адаптации к возможностям системы дистанционного обучения. Для этого существует несколько способов. Но на настоящий момент (не считая тестовой формы) в нашем Институте апробирован аналог экзамена в традиционной форме. Преподаватель дает студенту экзаменационный билет и время для подготовки, которое он проводит за компьютерным столом, находясь в зоне охвата видеокамеры при включенном микрофоне. Практика показывает, что это позволяет отслеживать самостоятельность работы и отсутствие посторонней помощи. Так как студент готовится без использования компьютера, то применение электронных материалов тоже затруднено. Преподаватель контролирует студента по монитору. В случае неоднократного нарушения правил он с экзамена снимается.

Выводы напрашиваются следующие: для студентов практика доказала востребованность применения дистанционных технологий и стремление продолжить обучение на их основе. Преподавательский состав в основном придерживается мнения об эффективности дистанционного чтения лекций. Но семинарские и практические занятия требуют живого общения. Экзамены также удобнее проводить в традиционной форме.

Публикацию подготовила
Анастасия Шахтина

Реклама
Радио Моя Удмуртия
Интернет-версия газеты содержит наиболее важные с точки зрения редакции материалы номера печатного варианта издания

Положение об использованиии материалов сайта | Положение о конфиденциальности | Made in MITTEC. О сайте