На обложку | Главный сайт | Официальная информация | Абитуриентам | Наука | Молодежный НИП | Научные школы УдГУ | Научные конференции УдГУ | Международная деятельность | Воткинский филиал | English site | Финно-угорский НОЦ | Центр Трансфера Технологий | Газета Удмуртский университет | Газета Универ.RU
Удмуртский университет
7 (108)
Tuesday,
27 May 2008

юбилей

И.В. Пчеловодова: «Фольклор есть, он живет и движется…»

И.В. Пчеловодова

29 апреля состоялся отчетный концерт фольклорно-этнографического студенческого ансамбля «Чипчирган». Мы побеседовали с его руководителем, одновременно «мамой» и идейным модератором, Ириной Вячеславовной Пчеловодовой.

Ирина Вячеславовна Пчеловодова еще в детстве выбрала для себя музыкальную стезю и остаётся преданной своему делу. Она окончила алнашскую музыкальную школу, затем — музыкальное училище по классу фортепиано в Ижевске. И поступила в Петрозаводскую государственную консерваторию, где закончила кафедру музыки финно-угорских народов. Вернувшись в Удмуртию, Ирина Вячеславовна закончила аспирантуру в УИИЯЛ УрО РАН. Её научным руководителем была профессор Т. Г. Владыкина. Сегодня преподает в ИИиД, читает курсы «Ознакомление с удмуртскими традиционными инструментами» и «Удмуртский фольклор». Также является руководителем фольклорно-этнографического студенческого ансамбля «Чипчирган».

- Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете выступление участников коллектива? Удалось ли воплотить все задуманное?

- Мы продемонстрировали, на что способны, представили на суд зрителей все то, чему научились. Я работаю в качестве руководителя коллектива уже четыре года и могу с полной уверенностью сказать, что «мои дети» заметно выросли. Они уже свободно ориентируются на сцене, не так скованны. К тому же у нас появился свой оркестровый состав, и мы, конечно, очень рады этому.

- Каким образом можно попасть в ваш ансамбль?

- Очень просто. Каждый год даются объявления о наборе участников в наш коллектив. В начале учебного года к нам приходят студенты с разных факультетов, как со старших, так и с младших курсов. Главное, чтобы им нравилось то, чем мы занимаемся, чтобы они чувствовали в себе призвание.

- Это должны быть студенты УдГУ?

- Хотя «Чипчирган» существует при УдГУ, и его участники — чаще студенты ФУдФ, ФФ и ИИиД, мы, безусловно, рады студентам других вузов и образовательных учреждений.

- Должны ли обладать какими-то особенными творческими качествами студенты, приходящие в ваш коллектив?

- Конечно же, нет. Каждый человек обладает определенными способностями, талантами. Другое дело, что нужно разглядеть эти таланты и постараться раскрыть их в полной мере. Прослушивание же проводится для того, чтобы определить уровень подготовки, голос, тембр. Человек, который чувствует, что фольклор — это не его, уходит после нескольких занятий. Из тех, кто пришел в начале года, остается и продолжает постоянно заниматься лишь половина. Сегодня у нас дружный и сплоченный коллектив.

- Отличается ли нынешнее поколение артистов от предыдущего?

- Конечно, каждый коллектив — это лицо руководителя. Его характер, взгляды и даже чисто внешние характеристики — все это отражается на ансамбле. Говорят, что при Розите Андриановне был один коллектив, при мне — уже другой. Но это не хорошо и не плохо — различие, выраженное в своеобразии каждого поколения.

- «Чипчирган» — это реализация ваших творческих и организационных способностей или же вы часть коллектива и он влияет на вас?

- Я привношу в ансамбль любовь к национальной традиции, стараюсь донести ее до участников. Хотя, несомненно, в «Чипчирган» не приходят люди, равнодушные к культуре своего народа. Кроме того, я стараюсь привить уважение не только к удмуртской традиции, но и к другим, поскольку каждая из них ценна, уникальна и самобытна. Человек, чувствующий себя по жизни не слишком уверенно, в коллективе, как мне кажется, может найти себя, раскрыть свои творческие способности, которые в дальнейшем помогут ему самореализоваться. «Чипчирган» — это хорошая школа жизни. Студенты, в свою очередь, влияют на меня. Они приносят свои песни, фольклорный материал, собранный в ежегодных экспедициях, подкидывают другие творческие идеи, что я, естественно, только приветствую.

Чипчирган звучит в душе моей

- Влияет ли современная культура на репертуар?

- Время не стоит на месте, как и само общество, меняются внутренние ощущения людей, окружающее их пространство. Культура, как постоянно развивающаяся система, также очень чутко реагирует на все эти события. Поэтому мы считаем, что коллектив имеет право на современное видение фольклорного репертуара, а значит, может со своей стороны изменять те или иные песни с помощью вокальной и инструментальной обработки, привнесения каких-то новых ритмических рисунков (к примеру, барабана) и гармоний. Я считаю, что такое влияние современности носит скорее положительный характер. Слушатели принимают наше творчество, так как оно воспринимается очень интересно, живо и свежо. Мы понимаем, что фольклор есть, он живет, движется, раскрываются его новые стороны и горизонты.

- Почему, на ваш взгляд, нужно сохранять национальную культуру, если процесс глобализации необратим?

- Если человек знает, что он относится к определенной этнической группе, у которой есть своя история, своя культура, традиции, обряды и язык, он, как правило, именно с ней себя и идентифицирует. И мне кажется, в людях необходимо сохранять этническое самосознание. Если оно теряется, то человек растворяется в массе и неразличенности. Тогда его места в социуме уже просто-напросто нет. Конечно, у каждого из нас есть право выбора: знать и принимать или отмахиваться от богатой истории своего народа. Я лично не могу смотреть на это равнодушно и пытаюсь сделать так, чтобы в моих студентах осталось чувство уважения к культуре своего и других народов.

Гульфия Зайнуллина

Реклама
Радио Моя Удмуртия
Интернет-версия газеты содержит наиболее важные с точки зрения редакции материалы номера печатного варианта издания

Положение об использованиии материалов сайта | Положение о конфиденциальности | Made in MITTEC. О сайте