На обложку | Главный сайт | Официальная информация | Абитуриентам | Наука | Молодежный НИП | Научные школы УдГУ | Научные конференции УдГУ | Международная деятельность | Воткинский филиал | English site | Финно-угорский НОЦ | Центр Трансфера Технологий | Газета Удмуртский университет | Газета Универ.RU
Удмуртский университет
3 (104)
Tuesday,
25 March 2008

Все рубрики

"Чипчирган" как парус вуза

Р.А. Анкудинова

Накануне Международного женского дня alma mater пригласила на «традиционный сбор» прекрасную половину ветеранов университета. После торжественной части на сцену поднялся с новой программой ансамбль «Чипчирган». Самозабвенно внимала поющим студентам из зала вечно молодая и лучезарная Розита Андриановна Анкудинова, организатор и первый художественный руководитель коллектива. О чем маэстро могла думать, пока шел концерт?..

Может быть, вспоминала те незабываемые 70-е годы, когда совершала профессиональный подвиг: рядом с официально цветущим «Италмасом» продвинула на музыкальный Олимп студенческий ансамбль аутентичного песенного искусства удмуртского народа. Уже через пять лет после рождения ему присвоено звание «Народный коллектив», а вскоре — лауреата премии комсомола Удмуртии. Между тем художественное руководство «Чипчирганом» было только продолжением деятельности Анкудиновой как декана факультета общественных профессий. Когда она вступила в многотрудную должность, на поле ФОПа успели создать лишь литературную секцию и удмуртскую драматическую студию. Расшевелила деятельность имеющихся, и новые учебно-творческие структуры стали расти как грибы после дождя. А именно: секции журналистики и международных отношений, школа вожатых, фото и киностудии, лекторская группа по психологии, отделения туризма и экскурсий, клуб интернациональной дружбы, СТЭМ, танцевальный коллектив «Надежда»… Всего интересного не перечислить, что стало на долгие годы неотъемлемой частью истории университета.

Как это бывает у пророков и талантливых людей, Розита Андриановна с предельной искренностью сеяла «разумное, доброе, вечное», изгоняя из студенческой братии безответственный нигилизм, свойственное юношеской среде стремление к «утраченным иллюзиям». Она их грузила по известному принципу: «Чем больше человек занят, тем больше успевает сделать». Привлекала работать на факультете общественных профессий известных людей республики. И саму природа наградила от души: умна, талантлива, работоспособна, чадолюбива. Настоящая женщина-костер, способная зажигать, вовлекать, не смогла пройти мимо самобытной песенной культуры. Рискнула организовать фольклорно-этнографический ансамбль из неподготовленных профессионально, но генетически музыкальных студентов-удмуртов. И победила, через сердце проведя звучание молодых чистых голосов. В целом оказался надежным созданный ею механизм административного ресурса факультета. Из опыта известных классических университетов, куда ректор посылал ее в командировки, установили квоту: на ФОПе обучать не менее 20 процентов студентов каждого факультета. А это почти тысяча человек получали ежегодно с дипломом по основной профессии специальное удостоверение по дополнительной. Нередко случалось, что она становилась делом жизни. Например, сейчас в УдГУ есть факультет журналистики, а тогда благодаря ФОПу в СМИ пришли такие известные теперь «акулы пера», как А. Васильев, В. Любич, С. Гулин и многие другие. С тех пор сменилось несколько политических эпох. Умерла одна страна, родилась другая. И мало кто об этом сожалеет. Людей одолевает все та же «странность, почему всегда молодеет старинный напев чипчиргана». Так сказал, как припечатал, в одном из поэтических произведений профессор УдГУ В. Е. Владыкин. Ему вторит своей строкой выросший в «Чипчиргане» до зачинателя удмуртской бардовой песни Владимир Котков: «Вечным клином в край родной сердце врезалось мое».

Если человек прошел школу Розиты Андриановны, считают многие, на него по определению можно положиться. Питомцы перенимали у наставницы не только умение правильно петь и держаться на сцене, но, благодаря умело построенным занятиям, впитывали гармонию родного края и приобретали национальный иммунитет, черпали творческую энергию и учились поддерживать друг друга, радоваться успешности товарища. Сами обо всем этом написали искренне в книге «Чипчирган звучит в душе моей», презентация которой состоялась недавно в издательстве «Удмуртия». Составитель ярко иллюстрированного тома — Р. А. Анкудинова, ответственный редактор — Б. М. Нечитайло, «чипчиргановец», как и его художественный редактор Ю. Н. Лобанов. Не вспоминая уже обо всех остальных авторах — известных в республике специалистах из разных сфер деятельности. По сути, эта книга может открывать в Удмуртии Государственный реестр нематериального культурного наследия, создание которого в недалеком будущем предполагается в стране. А фольклорно-этнографический ансамбль «Чипчирган» — победитель, лауреат и дипломант многих отечественных и зарубежных конкурсов и фестивалей.

Как никто не становится хорошим человеком случайно, так и ничто просто не набирает форму без содержания. А это обеспечил коллективу живой фольклорный источник, открытый диалектологическими экспедициями УдГУ. Научными руководителями ансамбля являются самые именитые ученые вуза — этнограф В. Е. Владыкин и финно-угровед В. К. Кельмаков. Причем они никогда не склонялись с набранных научных высот над поющими студентами, а нередко по-товарищески работали рядом на репетициях и на сцене. «Чипчирган» — важная эпоха и в их биографиях. С другой стороны, влияние профессоров трудно переоценить на судьбы рефлексирующей юности, когда путь прокладывается не вовне, а в самом человеке. И не удивительно, что сегодня в республике взял разбег добрый десяток «спутников» ансамбля, школьных и семейных, поющих брендовые удмуртские песни. Их открыли ученики Розиты Андриановны. Кстати, сама она тоже создала «олимпийский резерв» — ансамбль «Зорай» из учащихся Ижевского гуманитарного лицея. Если «зорайцы» поступают в УдГУ, они автоматически попадают в «Чипчирган».

Песенное искусство спасает то, что растоптано. Песни приносят в мир гармонию и согласие, причем никого не наставляя на путь истинный, лишь напоминая: не мешай Богу действовать через тебя. Чтобы познать эту истину, а с ней и свое место в жизни, Розита Андриановна прошла нелегкий путь. Трудовая биография началась в войну. Девочке-подростку надо было получить хлебную карточку. Да и школу отдали под госпиталь. Смышленую Розиту взяли на металлургическом заводе учеником счетовода. Без отрыва от производства она окончила за два года курсы счетоводов и бухгалтеров. Но работу продолжила в комсомоле ОРСа предприятия. Ее способности заметили быстро, в ней счастливо соединились родительские темперамент и надежность. Как отзывчивый на новые идеи и порой непредсказуемый отец, она росла активной, раскованной. Мама олицетворяла в семье стабильность, как крепость. При этом семья была музыкальной. Мама гимназисткой пела в церковном хоре, а тетя стала профессиональной певицей. И Розита, как только после войны в Ижевске открылось музыкальное училище, поступила учиться на хоровое отделение. По избранной специальности ее приняли в Казанскую консерваторию после второго курса училища. Пушки замолчали — в стране заговорили музы. Как первого «доморощенного» хормейстера с высшим образованием Анкудинову назначили художественным руководителем Государственного ансамбля песни и пляски УАССР (ныне «Италмас»). Она серьезно отдалась делу, разучивая с солистами все партии индивидуально. Но первый большой успех ее ждал в хоре радио и телевидения, во главе которого она оставалась 19 лет и за эти годы высоко подняла планку его исполнительского мастерства. Коллектив из любительского получил статус профессионального. Здесь же Розита Андриановна вплотную вошла в удмуртский репертуар, ведь все русские и зарубежные хоры исполнялись в этом коллективе только в переводе на удмуртский язык. Задание было поставлено предельно четко: ежемесячно записывать в фондовый архив 48 минут качественно разученных произведений. Да она никогда и не умела тянуть лямку, работала с полной отдачей. Удалось создать огромную фонотеку, записи которой исполняются до сих пор. А также приобрела бесценный опыт концертной деятельности. В этом горниле отработался главный урок ее музыкального ремесла: «Всякое рождение сочинения в хоре начинается с его смысла: и вокал, и интонация. А потом работа, работа, работа, чтобы вложить произведение в душу». С мудрым профессиональным багажом пришла работать в УдГУ по приглашению прежнего ректора Б. Н. Шульги. Как уже выше отмечалось, в качестве декана факультета общественных профессий созданного классического университета республики.

На благородные цели тогда отпускали неплохие деньги, и ей удалось приобрести даже два концертных рояля и несколько пианино на каждый факультет. Даже в библиотеку поставили инструмент, который сопровождал живой музыкой проводимые здесь мероприятия. За внешними проявлениями креативности среды стояла большая организационная работа декана ФОПа. Удмуртская студия ставила по спектаклю в год, его обязательно показывали по телевидению и на гастролях в сельской глубинке. На заседаниях киноклуба «Зеркало» демонстрировались лучшие фильмы тех лет, и на них в УдГУ рвался весь город. Запел студенческий академический хор, а вслед — и преподавательский. По особо торжественным поводам коллективы объединялись и выдавали впечатляющее зрелище. Быстро получил звание народного танцевальный коллектив «Надежда». Но первым так высоко отмечен был «Чипчирган». И хотя время идет, состав ансамбля регулярно меняется, он остается визитной карточкой вуза, а у Розиты Андриановны — все больше друзей из поющего студенческого братства. Она не прерывает связи с ним, находясь на заслуженном отдыхе.

Дело дошло до того, что в ее маленькой квартире круглосуточно накрыт стол для чая с нехитрыми яствами, приготовленными из даров собственного сада. А вдруг кто-нибудь нагрянет из «чипчирганят». Те, кто живут в районах, появляются на пороге гостеприимного дома обычно как снег на голову рано утром. Городские как попало и, как правило, 25 апреля. Это свято — день рождения Розиты Андриановны. А вот заканчиваются дружеские встречи верных друзей одинаково. Как выражается директор Удмуртского театра фольклорной песни «Айкай» Петр Данилов: «Душу и ноги не остановить». И все остальные не забыли ни любимых песен, ни перепляса. «Многие помнят даже все нюансы», — восхищается Розита Андриановна. Кстати, многие из ее артистов учат теперь музыке своих детей. А их уже немало родилось у прежних студентов-артистов — можно создать целый симфонический оркестр. Розита Андриановна внимательно относится к успехам названых внуков. И, конечно же, гордится продолжением любимого искусства в собственных детях. Дочь Марина — заслуженный работник культуры УР, заведующая хоровым отделением ижевской музыкальной школы № 2. Сын Андрей — композитор, директор корпоративных мероприятий Государственного театра оперы и балета УР. …Пронеслись, словно кадры кинохроники, в памяти незабываемые эпизоды жизни под пение «Чипчиргана» нового поколения, которым теперь руководит Ирина Пчеловодова. Да, наверное, какие-то сцены она поставила бы иначе. Но разве не сама она добивалась от воспитанников полета фантазии, собственного взгляда на творческий процесс исполнения этнопесни? Все-таки очень недурно выступили! С этой мыслью статная красивая женщина поднялась из зала на сцену и от души расцеловалась с каждым певцом.

Вера Краснова

Реклама
Радио Моя Удмуртия
Интернет-версия газеты содержит наиболее важные с точки зрения редакции материалы номера печатного варианта издания

Положение об использованиии материалов сайта | Положение о конфиденциальности | Made in MITTEC. О сайте