На обложку | Главный сайт | Официальная информация | Абитуриентам | Наука | Молодежный НИП | Научные школы УдГУ | Научные конференции УдГУ | Международная деятельность | Воткинский филиал | English site | Финно-угорский НОЦ | Центр Трансфера Технологий | Газета Удмуртский университет | Газета Универ.RU
Удмуртский университет
1 (102)
Tuesday,
29 January 2008

Абитуриенту, студенту, аспиранту

Знания в свободном доступе

При строительстве любого объекта существуют свои социальные и архитектурные критерии. Наиболее общие критерии для строительства здания библиотеки ― компактность, доступность, гибкость, надежность, экономичность и др.

Современное здание библиотеки — это высокотехнологическая оболочка для информационного содержания, и архитектура библиотеки должна этому соответствовать. Кроме того, здание должно предоставлять возможность легко в нем работать и легко управлять.

Проект библиотеки УдГУ также разрабатывался с учетом специальных требований функционального наполнения и организации внутреннего пространства здания. Здесь будет достаточно пространства для реализации всех функций библиотеки.

Одна из её функций ― накопление и хранение информационных ресурсов. Шесть этажей фондохранилища, оснащенного двухъярусными стеллажами, рассчитано на 950 тыс. томов. Оборудование климатконтроля позволит организовать комфортные условия (температурный и световой режим, влажность и др.) для документов на различных носителях. За всем этим будут следить датчики автоматизированной системы, в том числе за сохранностью документов и противопожарным состоянием.

Читателей в первую очередь, конечно, интересует, насколько удобно и комфортно будет организовано обслуживание на абонементах и в читальных залах, какие новые услуги будут предоставляться.

Давайте мысленно пройдем по этажам строящегося корпуса библиотеки. Сегодня возведены уже 3 этажа, а всего их будет 6 (в строительных чертежах первый этаж числится как цокольный). На первом (цокольном) этаже располагается центральный вход в библиотеку. Основные службы и подразделения этого этажа: актовый зал на 100 мест; буфет на 50; гардероб с камерами хранения; лаборатория репрографии; сервисный центр (копировальные работы, сканирование и др.); технические службы (оповещения и пожаротушения, пылеудаления, видеонаблюдения и др.); отделы библиотеки (комплектования и научной обработки документов).

Второй этаж — этаж абонементов: учебной, научной литературы, художественный (со своим читальным залом), межбиблиотечный абонемент и электронной доставки документов (с небольшим читальным залом). В центре холла — выставочный зал. Все абонементы оборудованы подъёмниками для доставки книг из фондохранилища. Администрация библиотеки, методический кабинет библиотечной работы расположены также на этом этаже.

Начиная с третьего этажа, идут читальные залы и специализированные фонды. В структуру читальных залов интегрированы специальные рабочие места, оборудованные компьютерами для электронного поиска информации, а также лингафонными кабинами для работы с аудио и визуальными материалами.

Третий этаж. Назовем его справочным, так как именно здесь расположены все каталоги (карточные, электронный) библиотеки и информационно-библиографический отдел со своим фондом, читальным залом и залом для проведения курса основ информационной культуры. На этом же этаже читальный зал периодических изданий и зал новых поступлений. Отдельно выделен фонд и читальный зал редких и ценных книг — свободный доступ к документам, дизайн помещения с лестницей, ведущей на балкон к шкафам с книгами, позволят почувствовать себя в рабочем кабинете учёного начала прошлого века.

В аванзале оборудованы уютные места для отдыха у небольшого фонтана.

Четвертый и пятый этажи — читальные залы. Кроме этого, на 4-м расположен фонд и читальный зал краеведческой литературы, а на 5-м — фонд и читальный зал иностранной литературы. Деление на фонд и читальный зал условно, так как здесь открытый доступ к документам, и читатели сами подходят к стеллажам и выбирают себе книги. Как указано выше, читальные залы и краеведческого отдела, и иностранного оборудованы, кроме автоматизированных компьютерных мест, еще и лингафонными кабинами. На этих этажах есть комнаты для работы преподавателей со студентами, здесь они могут, не мешая другим, устраивать дискуссии, давать консультации по написанию курсовых и дипломных работ и др. Комнаты оборудованы компьютером, экраном, проектором. Для проведения круглых столов, проведения небольших торжественных мероприятий на 4-м этаже будет конференц-зал. Для профессорско-преподавательского состава выделен отдельный читальный зал.

Аванзал 4-го этажа украшает стеклянная пирамида, сквозь которую видно аванзал 3-го. На 5-м этаже в аванзале расположатся зимний сад и сад камней.

Шестой этаж — сплошной компьютерный салон. Здесь и доступ к различным базам данных, и электронные учебники, и различные услуги по сканированию и распечатке материалов.

Сегодня среди показателей, определяющих перспективу развития библиотеки, выдвигается критерий закупки лицензий по доступу к удаленным базам данных и критерий количества сотрудников библиотеки, оказывающих информационные услуги. С вводом корпуса библиотеки, безусловно, произойдут структурные изменения и изменения в функциональных обязанностях сотрудников. Так, из опыта других библиотек известно, что с внедрением технологии свободного доступа к фондам требуется меньше сотрудников на абонементах и в читальных залах, но повышается роль и требования к сотрудникам информационной службы. Будет возрастать роль библиотеки в обучении пользованию различными базами данных, тематическому поиску и др.

При строительстве такого объекта, как библиотека, на первое место выдвигается технология. К сожалению, за то время, которое прошло с начала проектирования библиотеки (с 1993 года), библиотечные технологии ушли далеко от требований 90-х годов, и это будет сказываться в организации работы. Многое будет зависеть от строителей, от качества выполнения строительно-монтажных работ, от соблюдения требований к материалам, которые закладывает для оформления интерьеров дизайнер, от согласованности всех принимающих участие в строительстве и оснащении библиотеки. И конечно, от стабильного и достаточного финансирования.

Л.П. Бесклинская,
директор библиотеки

Реклама
Радио Моя Удмуртия
Интернет-версия газеты содержит наиболее важные с точки зрения редакции материалы номера печатного варианта издания

Положение об использованиии материалов сайта | Положение о конфиденциальности | Made in MITTEC. О сайте