На обложку | Главный сайт | Официальная информация | Абитуриентам | Наука | Молодежный НИП | Научные школы УдГУ | Научные конференции УдГУ | Международная деятельность | Воткинский филиал | English site | Финно-угорский НОЦ | Центр Трансфера Технологий | Газета Удмуртский университет | Газета Универ.RU
Удмуртский университет
1 (102)
Tuesday,
29 January 2008

Наука

Реализуем преимущества

Президиум семинара

Сколько не дискутируй о насущности перемен, на повестке дня остается внутреннее противоречие инновационной деятельности: если гипотетически предположить, что все ученые занялись производством и внедрением новых знаний, то кому останется выпускать специалистов. Во-вторых, суть поиска эффективных форм интеграции по приоритетным направлениям развития не в смене вывесок или даже в объединении менеджмента университета, а в формировании устойчивых взаимосвязей в научно-образовательном процессе на основе проектного финансирования, управления и стимулирования такого взаимодействия. Как это получается и будет далее претворятся в жизнь — размышляет проректор по научной работе, профессор Н. И. Леонов.

С.Д. Бунтов, Н.И. Леонов
Беседа началась с ответа на вопрос:

- Какие модели инновационного развития существуют в мире, Николай Ильич, и которая из них сегодня наиболее эффективная?

- Первая, когда инновационную поддержку оказывает сам университет. Вторая, когда идет конкурсное финансирование, третья, когда в науку вливаются частные инвестиции. Ну и между ними возможны кросс-варианты, а они свидетельствует об особом уровне проекта. Но точного ответа, какая модель лучше, полагаю, не существует. Всякая полезна, у каждой свои возможности и дистанции. Это хорошо подметил ректор в одном из выступлений на семинаре, ссылаясь на Институт физики поверхности УдГУ. Коллектив его ведет интересные, дорогостоящие исследования на федеральном уровне.

А вот роль человеческого ресурса в составе всех моделей инновационного развития одинаково важна и ответственна. Я имею в виду тех людей, которые вовлекаются в процесс капитализации потенциала вуза, понимают, как надо управлять инновациями. И профессионалы такого уровня у нас уже заявляют о себе.

- В чем выражается эта капитализация?

- В наращивании капитала вуза — его приборной и материально-технической баз, научно-образовательных центров, грантов, учебных пособий и т.д. Это происходит в результате встречного движения ресурсов: человека, способного продвигать инновационные проекты, и наукоемкого компонента, который становится ликвидным в рыночных условиях. Когда не просто возвращаются затраты, а развивается научно-образовательный процесс. Пример. Проведя цикл внутренних конкурсных заявок на разработку инновационных образовательных проектов, мы выиграли внешний грант Минобрнауки РФ ценой в десять миллионов рублей. Он был создан в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования на 2006–3010гг.» и называется "Модернизация структуры высшего учебного заведения. В результате будет получено 1500 единиц электронных ресурсов для развития информационной инфраструктуры университета. Все это «железо» сейчас устанавливается, вписывается в интеллектуальный ресурс УдГУ, то есть капитализуется.

Мы также получили грант, на средства которого будем создавать российский сайт «Финно-угорский мир» и поддерживать его нашими данными. Тоже выстраивается инновационная цепочка. Еще раньше было принято решение об организации Финно-угорского научно-образовательного центра. Он займется циклом этно-культурных, социальных и экономических исследований, в том числе будут материалы для обновления сайта. У нас открыт Центр коллективного пользования приборами. По этому пути пойдем и дальше, реализуя свои преимущества для формирования инновационного научно-образовательного комплекса УдГУ.

-Какая есть конкретная отдача от этих и других шагов коллективу?

- На основе изменения схем взаимодействия между структурами преподаватели и сотрудники получают премии по итогам работ, устанавливаются надбавки к зарплате. создаются критерии поддержки аспирантов и докторантов, в соответствии с которыми уже в 2007 году в полтора раза увеличены их стипендии.

- Расскажите, пожалуйста, Николай Ильич, и о планах вперед?

- При всем выше сказанном науку сложно планировать, она плохо совмещается с администрированием, хотя для решения конкретных задач бывают чрезвычайно важны заказные исследования. Но главная роль в развитии науки принадлежит инициативным исследованиям, тематика и направления которых определяется интуицией лидера, осознающего свою научную миссию в социуме. Кстати, эта проблема была хорошо освещена на семинаре в выступлении профессора В. В. Туганаева.

Понятно и то, что все инициативные заявки не могут быть профинансированы. Средства хорошо считают во всех моделях инновационного развития, так что проблема инвестирования проектов извечно стоит остро. И на уровне вуза, и выше. Но я сейчас веду речь о внутренней экспертизе. Ее критерии тоже были под прицелом семинара. Выстраивая цепочки капитализации, мы обязаны выявить целесообразность существования всех имеющихся в вузе структур и поддерживать лучшие интеграционные проекты. Считаю, многое из того, что задумывалось, удалось, хотя еще большинство из нас смотрит на перемены из отдельно взятого «окопа». Но жизнеспособность к встраиванию себя в завтра приобретает необратимый характер: мы ведем последовательную работу по созданию инновационного научно-образовательного комплекса УдГУ. Сегодня разрабатываются условия конкурса электронно-образовательных ресурсов. Будем учреждать внутренние гранты, в том числе на издание монографий, и так далее. Инициатива найдет поддержку, и результат неизбежен.

Открытие панельной дискуссии, выступает В.В. Туганаев

Вера Краснова

Реклама
УВВР
Интернет-версия газеты содержит наиболее важные с точки зрения редакции материалы номера печатного варианта издания

Положение об использованиии материалов сайта | Положение о конфиденциальности | Made in MITTEC. О сайте