На обложку | Главный сайт | Официальная информация | Абитуриентам | Наука | Молодежный НИП | Научные школы УдГУ | Научные конференции УдГУ | Международная деятельность | Воткинский филиал | English site | Финно-угорский НОЦ | Центр Трансфера Технологий | Газета Удмуртский университет | Газета Универ.RU
Удмуртский университет
1 (102)
Tuesday,
29 January 2008

Наука

По встречной полосе

"Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!" — говорил Сократ. Этой идеологии следовали организаторы семинара, чтобы повысить уровень «инновационной вовлеченности» университета. В рамках научного мероприятия состоялись также панельная дискуссия, работа по группам, презентация и круглый стол «Линии развития научных направлений УдГУ», на которых пытались сообща «выстрадать» инновационный потенциал. Работая командой гораздо легче находить искомый результат и помнить: будущее начинается сегодня. Не удивительно поэтому, что скрупулезно во всех звеньях научного диалога обсуждались три кардинальных вопроса:

1. Уникальность научного направления, школы (новизна предложений и вклад в культуру, социальный капитал; возможные фокусировки рассмотрения проблемы; наличие программы действий, в том числе экспериментальных исследований, научного продукта и т.д.).

2. Наличие коммуникативной сети (симпозиумы и конференции, проводимые по направлениям; частота коллективных научных мероприятий).

3. Вклад в образовательный процесс и подготовку специалистов (спецкурсы для студентов; подготовка аспирантов и докторантов).

Опубликовать выступления участников семинара не позволяет ограниченность газетной площадь. Предлагаем вашему вниманию отчет, в котором несколько смещаем ход изложения повестки, в том числе публикацию открывает заключительное слово ректора С. Д. Бунтова:

- Такие обсуждения нам нужны, чтобы быть в курсе, на какой стадии идут исследования, и представлять перспективность научной проблемы. Скоро мы все, кто имеет отношение к научно-образовательному процессу, будем решать непростой вопрос, как развиваться завтра. Чтобы избежать ошибок, и надо было высказаться всем, принять правильное решение на междисциплинарном уровне. Суть его ясна: университет должен развиваться за счет собственных разработок. И они у нас есть, многие прозвучали и на этом семинаре. К сожалению, не все из нас осознали важность текущего момента, который состоит в переходе на экономику знаний, и позволили коллегам через участие в научном мероприятии получить представление о своих проектах и творческих планах. На самом деле у нас на порядок больше научных направлений, чем было презентовано. И второе, нам важно своевременно обеспечить правовую защищенность инноваций, чтобы не действовать вхолостую, а пополнять вузовский бюджет. Тогда можно будет рассчитывать на встречный поток.

Начался семинар с панельной дискуссии как формы группового научного диалога. Она широко распространена на Западе и успешно приживается в отечественной практике. Словарь дает термину такое определение: «панель» — «группа спикеров», которая обозначает проблему, представляет позиции, информирует о течениях и даже провоцирует на выступление. В последнем замечен и ведущий семинара — проректор по научной работе Н. И. Леонов. Серьезный разговор о развитии научных школ и направлений не пострадал, а эмоционально окрашивался и приобретал хорошую усвояемость содержательной части. Известно, все «жанры» разговора хороши, кроме скучного. Кстати, в этой связи даже прозвучало предложение профессора О. М. Мельниковой: открыть кафе для преподавателей с тем, чтобы в нем можно было не только непринужденно побеседовать с коллегами, но и с аспирантами, даже со студентами. Мне сразу вспомнился рассказ профессора И. В. Тараканова об учебе в аспирантуре Тартусского университета. Его научным руководителем был всемирно известный финно-угровед П. А. Аристэ. Пауль Алксандрович предпочитал консультировать своих учеников, в том числе студентов, за чашкой кофе, в университетском кафе. Это выстраивало с наставником особый коммуникативный климат. Судя по реакции зала, ученые УдГУ ничего не имели против расширения набора элементов раскованности. А Ольга Михайловна при этом сделала конструктивный вывод: ученому ни при каких условиях нельзя терять критику к себе.

В непринужденной обстановке на протяжении всей панельной дискуссии было обсуждено много интересного об особом типе человеческого общения, складывающемся в рамках научного направления. Его определяющим условием становится степень участия в проблеме, а не иерархия послужного списка. Договорились в итоге до самого главного. Ученый независимо от политической погоды на дворе будет и по призыву духа, и умонастроению увлекать за собой последователей (профессор Е. А. Подшивалова). Известно, что сама Елена Алексеевна успешно развивает вместе со своими учениками научное направление, которое основал в УдГУ ее наставник — доктор филологических наук, профессор Б. О. Корман, «Проблема автора в художественной литературе». Эти изыскания хорошо известны и давно имеют среди литературоведов страны краткое говорящее название «ижевская школа».

Наблюдениями о рисках, связанных с контролем на деятельностью ученого через финансирование проектов, поделилась профессор О. Н. Бушмакина: «Если мы заявляемся, то должны понять, что вступаем в конкурентную борьбу. Здесь отношения не самые приятные могут складываться: кто поддержал, кто не поддержал — всегда проблематично как политический риск. Но на первом месте все-таки методологический фактор». Принадлежность же к научной школе, по словам Ольги Николаевны, не должна давать пожизненного документа о научной состоятельности. В свою очередь эти опасения позже не помешали крупному специалисту в своей области презентовать коллегам научное направление — «Социальная онтология» как целостный подход к осмыслению социальных процессов.

Неоднократно также работала по ходу семинара у микрофона заведующая кафедрой теории и методик ИЗО ИИиД Л. Б. Рылова. В панельной дискуссии обратившись к коллегам с призывом «постоянно думать о том, как жить в неопределенном мире, и постоянно определяться самому» , Людмила Борисовна объявила на круглом столе об открытии Сетевого центра интерактивных форм образования и творчества. Кстати, этот проект был один их тех, о которых благосклонно отозвался мэтр — профессор Б. Д. Эльконин, который принимал участие в работе семинара.

С несокрушимой логикой текущего момента подвела черту в панельной дискуссии заведующая кафедрой общей психологии В. Ю. Хотинец: «Полипарадигмальный или междисциплинарный подход — это сегодня благодарная научная позиция, которая позволяет с разных сторон понять и померить проблему. Построить объективную модель исследования».

Справка. «Группа спикеров» панельной дискуссии в общей сложности составила 14 человек. Если по ходу выступления требовалась дополнительная информация, ее озвучивали проректор по научной работе Н. И. Леонов и его заместитель, директор ЦНИ. С. С. Савинский. В результате почти 30 человек в ходе последующей работы семинара заявили на обозрение коллегам проекты в рамках своих научных направлений. О них мы расскажем в следующем выпуске газеты.

Вера Краснова

Реклама
Центральный Студенческий Совет УдГУ
Интернет-версия газеты содержит наиболее важные с точки зрения редакции материалы номера печатного варианта издания

Положение об использованиии материалов сайта | Положение о конфиденциальности | Made in MITTEC. О сайте